Меню Закрыть

Юрий Ветютнев. Что такое пир, или как создать коллективное тело?

Пир — это аббревиатура, которая расшифровывается так: поел и разговорился.

Что такое пир? Это способ организации сообщества, где задействовано большое количество ценностей. Прежде всего, ценности эстетики и интеллектуальности. Пир вписывается в греческую концепцию калокагатии — когда радуется тело и душа. Это комплексная практика, которая объединяет людей — и материлистически, и идеалистически ориентированных. Есть люди материального мира, которых волнуют земные вопросы — где сегодня скидки, что приготовить на ужин, в какой ресторан пойти. Есть люди-идеалисты, которые заботятся фундаментальными вопросами — как обустроить Россию, почему он меня не любит и т.д.

Пир — это воплощенная идея компенсации: это место встречи людей плоти и духа. Должно быть нечто интересное для всех — нужна площадка для встречи. На пире еда становится больше, чем вещественное насыщение организма. Пир придуман для того, чтобы люди, склонные к идеализму — приблизились к земле и увидели, что там есть ценного, а люди, примкнувшие к земле — вошли в контакт с людьми, витающими в облаках. Нужно контролировать обе стороны процесса. Есть физиология бренного человеческого существа. Без еды и выпивки беседы продлятся до 2 часов. С пиром приобретается иной уровень коммуникации: происходят притирка, адаптация, разогрев. Чтобы друг на друга синхронизироваться, людям нужно время, может и 2 часов не хватить.

Наивно полагать, что пир может произойти сам собой. Для того чтобы он состоялся, нужно подготовить ряд условий. Спонтанно невозможно образовать пир, нужны технологии.

Места, где пир затруднен

Можно встретиться в кафе, но вряд ли это будет пир. Человек ограничен финансово. Есть стесняющее условие — деньги как минимум.

Чтобы состоялся пир, нужно соблюсти важны условия:

1) пищевой и коммуникативный контроль;

2) щедрость. Должно быть 1-2 человека, которые берут на себя бремя — временные и финансовые затраты, чтобы все остальные люди забыли на время о своих ограничениях. Каждый может приносить угощения. Потлач — форма обмена, когда не высчитывается поровну, кто что ел и  за что платит. Потлач предполагает внезапный сброс ресурса. Это символическое раздаривание. В русских деревнях, на Кавказе остались практики, когда люди приглашают на пир всю деревню, притом что это нищие люди.

Практика раздельных бюджетов, которую предполагает кафе, проистекает из идеи индивидуализма. А если представить, что мы все большая семья, где всё общее? Тогда нет никакой разницы, поел у себя дома или на пиру. Еда символически обозначает то, что ты свой: совместная трапеза это самая простая форма единения, когда вы вкушаете одни и те же блюда. В ресторане, когда все заказывают разное, это не то же самое.

Выбор беседы для пира

Без еды общение это просто болтовня. А еда без разговора это просто «жральня». Если открыть самое известное философское произведение на эту тему — “Пир” Платона, то вы увидите, что пир больше похож на конференцию, чем на философский диспут. Все собравшиеся выступают на общую тему: что такое любовь? У Канта правило: на вечеринке нежелательны паузы. Хозяйка должна заполнить тишину и предложить общую тему беседы.

Но прежде чем перейти непосредственно к пиру, давайте совершим концептуальное различие схожих процессов. Ведь не всякое совместное потребление пищи, сопровождаемое разговорами, является пиром.

Трапеза — регламентированный прием пищи

Есть разные типы совместного принятия пищи и ведения разговоров. Например, трапеза. Трапеза не исключает, но и не предполагает общение. Всё, что едят в рамках трапезы, имеет сакральное значение. Трапеза — это не когда хочется есть, а когда положено, по определенным правилам. Монастырская трапеза самая регламентированная. Ее задача — создание общины, где люди не только совместно едят, но и имеют совместный быт. Это не утилитарное отношение, а напоминание о своей общности.

Когда мы приезжаем в Летнюю школу в Крым, наши обеды и ужины — это по сути трапеза. Нужно ждать, чтобы все собрались, сами все готовим по очереди. Есть дежурные, у которых есть инструкции — что готовить, как людям накладывать пищу, кто моет посуду, есть понимание, какие темы уместны и как вести общий разговор.

Банкет

Если трапеза — это церемониально-ритуальное, банкет — это церемониально-процедурное. Если в трапезе и пире есть смысловая сторона, то в банкете ее нет никакой. Банкет имеет формальные признаки:

-во-первых, он всегда организовывается по случаю: дня рождения, после конференции и т.д. 

-во-вторых, банкет обязательно предполагает приглашение, без него туда не попасть.

-в-третьих, на банкете, как правило, нет общей беседы, хотя технологически нужен кто-то. Поэтому важную роль играет тамада. 

Одна из разновидностей банкета — фуршет. Фуршет — это банкет без стульев, чтобы люди долго не засиживались. К пиру это не имеет никакого отношения.

Симпосий — общий дух

Что такое симпосий? Симпосий, думаю, — это греческий эквивалент слова «пир». В русском языке слово «пир» приобрело оттенок богатой трапезы. Если приходишь в компанию, где на столе только хлеб, сыр и оливки — сложно разглядеть в этом пир. А симпосием это вполне может быть. На симпосии главное общение.

Родовое понятие всех этих разновидностей совместного принятия пищи — застолье. Давайте поговорим о необходимых элементах, из которых складывается пир. 

Тамада

Тамада важная фигура на пиру, на банкете. Тост — это наследие кавказской культуры. Это общение с духом предков. Обращаетесь с общностью, к которой все сидящие принадлежат.

Напитки

Расскажу, зачем лично мне нужен алкоголь. Но мой ответ очень маргинальный, и все ему удивляются и не понимают, о чем я говорю. Мне нужен алкоголь как приправа. Еда с алкоголем вкуснее, чем без него, алкоголь создает контраст.

В русской культуре алкоголь — это символ общего духа. Раскрепощение без алкоголя затруднено. Еще один вариант расшифровки аббревиатуры слова “пир” — пить и расслабляться. Есть закономерность, что непьющие — здоровые люди, есть страх. Если человек боится, есть внутренние ограничения, которые влияют на коммуникацию. Выпивают умеренно. Захваченность алкоголем нарушает единение и создание коллектива.

Общая еда

Сложность пира в современном мире, ориентированном на индивидуализм, составляют пищевые капризы и табу. Задача пира — принятие чего-то иного в себя, согласие на единение с чем-то отличным от тебя. Вкусить блюдо вместе с другими людьми буквально означает следующее: “я готов дополнить себя иным”.

Если на этот ритуал накладываются индивидуальные пищевые привычки, единение пира затруднено: люди отгораживаются. Это касается людей с пищевыми ограничениями. В частности, вегетерианцы и прочие люди, которые маниакально что-то (не) едят. 

Пищевые привычки связаны с социальными: в рамках еды участвуют все 5 органов чувств. На пире неважно, что любишь ты, это индивидуалистские установки. Задача пира — создание коллективного субъекта. Его создать — огромная проблема, и любая мелочь может стать препятствием.

Тема общей беседы

Задача пира — чтобы все сидящие за столом могли участвовать в общей беседе. Рассказ о себе — о своих достижениях и проблемах — плохой выбор темы. Участники пира выпадают из беседы, не понимая, как на это реагировать и как поддержать такой разговор. Нужен общий контекст. Например, пир после лекции, семинара, киноклуба. Вначале происходит обсуждение мероприятия, и затем круг тем расширяется.

Резюмируем ключевые элементы пира: общие блюда, выпивка, тамада, тосты, общая беседа. Главная ценность всякого пира — создание общего смысла.

Exit mobile version