Меню Закрыть

Маршалл Маклюэн. Medium is the messаge пророческий манифест эпохи постмодерна

Антон Александров

1964 год. Новые технологии позволили Битлз уйти от привычных «камерных» концертов и открыли эпоху выступлений перед огромными аудиториями, вплоть до стадионов, где помещалось шестьдесят тысяч человек. Незначительный технологический скачок породил феномен Битломании и навсегда изменил музыкальную индустрию. И в этом же году мир узнал, что средства коммуникации вовсе не являются послушными инструментами в руках человека — «ружье на стене» выстрелит вне зависимости от нашего желания.

Открыл этот ящик пандоры канадский ученый Маршалл Маклюэн, опубликовавший в начале 60-х годов два своих программных исследования — «Галактика Гутенберга» и»UNDERSTANDING MEDIA»(Понимание медиа: Внешние расширения человека). Маклюэн поставил перед всеми нами вопрос, от которого «невозможно отказаться». Как Морфеус предлагает НЕО узнать — What is the Matrix, так же и Маклюэн подталкивает нас к принципиальному вопросу — Что есть Медиа?

Поэтому книга UNDERSTANDING MEDIA, конечно, же о власти. О тайной и концептуальной власти, которая разрушает и создает целые цивилизации. Крушение СССР, причем с невероятной точностью, Маклюэн предсказал без всякой мистики, обозначив вполне научные критерии «конца». И это в 1964 году, когда советский строй находился на пике своего могущества.

Маршалл Маклюэн

Однако, как это обычно бывает, Маклюэн вовсе не планировал быть теоретиком медиа. Добрый католик, филолог и специалист по английской литературе, он мечтал оставить свой след в шекспироведении. Впоследствии, редакторам, работавшим над его книгами, приходилось вырезать добрую часть цитат из Шекспира, чтобы читатель не запутался в сложных отношениях Ромео и Джульетты с Королем Лиром. В 1946 году Маклюэн приступил к преподаванию в Университете Торонто, где познакомился с Гарольдом Иннисом, который недавно вернулся из СССР и таким образом нашему герою «по наследству» достался научный интерес к нашей стране. Иннис является основателем Торонтской школы коммуникаций, которая занималась изучением воздействием средств коммуникации на социо-культурное устройство мира. Маклюэн стал самым ярким представителем этой школы, пионером эпохи постмодерна, «работая» на стыке множества гуманитарных наук.

Постмодерновые исследования, как им и полагается, носили весьма «пестрый» и провокативный характер, что вызывало вполне заслуженный протест академической среды. Современники считали его работы скорее художественными произведениями, нежели строгой наукой.

Маклюэн умел и любил провоцировать. «Ясное изложение означает отсутствие мысли» — это выражение канадского теоретика золотыми буквами вписано в историю постмодерна. Итак, манифест UNDERSTANDING MEDIA предельно радикален. — Средство сообщения и есть сообщение (Medium is the messаge). Проще говоря, Маклюэн предложил взять известную марксистскую структуру базис\надстройка, но только в знаменатель (базис)вместо частной собственности подставил медиа — в самом широком смысле этого слова. То есть, медиа не в смысле Средств Массовой Информации, как можно было предположить, а как вообще любой технологический посредник между человеком и внешним миром. Таким образом медиа это и телефон и самолет и оружие, а в пределе электричество, как таковое. Однако электрический свет ускользает от нашего внимания, как средство коммуникации именно потому, что у нет нет «содержания». Поэтому Маклюэн убежден, что Медиа технологии в своей совокупности и являются тем «невидимым базисом», который определяет социо-культурную динамику и политическое устройство.

Так что Четвертая Власть действительно существует. Хотя в середине XX века было принято считать, что этой властью обладают элиты, которые генерируют информационное содержание и так называемую «повестку дня». Но секрет в том, что реальная, концептуальная власть кроется в самой технологии передачи или создания «информационного потока». То есть, в зависимости от того, как передается информация — через глиняные дощечки или посредством телеграфа, напрямую зависит и само содержание «послания». Маклюэн убедительно показывает, что рождественская проповедь в церкви и рождественская проповедь в телевизионной студии — это два принципиально разных послания. Незаметно для нас, в слепой зоне нашего сознания, происходит волшебство — форма сообщения перекодирует само сообщение. Именно поэтому — Medium is the messаge. В 60-е годы XX века утверждение, что телефон, как средство передачи данных, влияет на содержание разговора вызывало в академической среде лишь отторжение и скандал. Сегодня, после очередного витка прогресса, этот тезис не вызывает сомнений даже у школьников. Ну то есть, очевидно, что селфи имеет мало общего с «реальным» изображением человека, что телефон буквально «заставляет» нас повернуться к нему «рабочей стороной» лица, убрать живот, улыбаться и так далее. И так обстоит дело с любой вещью, которая участвует в процессе коммуникации. Например, сборная мебель из ИКЕЯ переформатирует семейные отношения в более «легкие», в то время как «тяжелая» и монолитная мебель XIX века консервирует традиционные ценности.

Однако настоящую революцию в коммуникативных практиках совершило, конечно же, электричество. Способность электричества «минимальными ресурсами» мгновенно передавать на любое расстояние огромные пакеты данных (вне зависимости от их содержания) разрушила привычный мир Модерна. И на развалинах национальных государств возникает «глобальная деревня» с ее тотальной информационной открытостью. Проще говоря, началась эпоха Постмодерна. В 1964 году интернет и сверхмощные компьютеры в кармане каждого человека казались несбыточной фантастикой. Однако Маклюэн понимал, что как только скорость передачи данных дойдет до определенного уровня — весь мир превратится в ту самую «глобальную деревню» — наступит информационный коммунизм. Это будет новый, дивный мир, где каждый человек сможет получать информацию «по потребности», а создавать контент — «по способностям». Электричество — это и есть «ризома», которая расщепляет традиционные метанарративы на миллиарды микроистин. Поэтому если тезис Medium is the messаge перевести на язык постструктурализма, то мы получим простую и знакомую формулу -«Структура — это и есть сообщение».

Помните, как телевизионный оператор из фильма «Москва слезам не верит» весьма эмоционально пытался доказать, что «скоро ничего не будет, кроме телевидения»? Что новые информационные технологии вытеснят элитарную культуру на задворки истории? И действительно, даже в начале 60-х годов подобные заявления о грядущем «обществе спектакля» воспринимались весьма скептически. Над Маклюэном в академической среде посмеивались, постоянно пытались разоблачить во имя «чистоты научной мысли».

Однако время всё расставило по своим местам. Судьба великого канадского теоретика подтвердила знаменитую формулу: «Сначала тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь»

Exit mobile version