Меню Закрыть

Интервью Влада Гуренко с практикующим философом Викторией Черненко 

Виктория Черненко — докторант философии (PhD, Sorbonne, Paris), философ-консультант в бизнес организациях, тренер педагогов по развитию критического мышления.

1. Как ты думаешь, с какой целью люди путешествуют, ведь полюбоваться природой и достопримечательностями можно и в интернете? 

Чаще всего я наблюдаю, что люди путешествуют, так как хотят оторваться от привычной рутины, уйти от давящих обязательств. Реже путешествие планируется для того, чтобы испытать инаковость. Обычно для путешествия также выбирается комфортное направление. Реже выбор падает на еще не познанные культуры, неожиданные места. Хотя именно второй вариант помогает познавать мир и выходить за пределы привычной картины мира. 

2. Как ты думаешь, есть ли разница между туризмом и путешествием? 

Думаю, что есть. И частично я описала это различие в предыдущем ответе. Путешествие бросает вызов, после него возвращаешься немного другим. В путешествие можно и стоит отправляться не просто потому что у тебя отпуск или тебе нужно отдохнуть, а за опытом, за проблематизацией самого себя. Разница также в отношении — в путешествии можно испытывать дискомфорт, путешествие может даже провоцировать неприятные чувства, оно может беспокоить. Но после него ты неизменно переосмысляешь свой взгляд на мир и на себя. 

3. Известно, что И. Кант никогда не выезжал за пределы Кенигсберга. Важно ли вообще для философа путешествовать? 

Это хороший вопрос! Я периодически задаю его себе. Кажется, что некоторые люди действительно черпают вдохновение из самих себя и не нуждаются во внешних стимулах. Но таких все же меньшинство. В реальности я же наблюдаю какую сложность испытывают люди с тем, чтобы просто представить другой способ бытия, другие убеждения, если они никогда не взаимодействовали с другими культурами. До определенного времени я никогда не приезжала в страну просто с целью туризма, но всегда для проведения философских воркшопов или на конференции. Я называла такие путешествия “человеческим туризмом”, так как погружалась в то, как люди мыслят, а не в достопримечательности. Таких стран набралось больше 30ти. В части стран, в которых я была, я не видела ничего кроме людей, которые приходили ко мне на воркшопы. Мне кажется, что это дает ни с чем не сравнимый опыт, который нельзя пережить, приехав для того, чтобы просто посмотреть страну. Тебе будто становится немного доступным “код” культуры, и вместе с этим ты лучше понимаешь человечество. 

4. Существует ли какой-либо уникальный опыт от путешествия (поделись своим примером, если таковой имеется)? 

Не знаю, насколько такие опыты можно назвать уникальными, но определенно есть поездки, которые изменили мое восприятие и заставили прожить опыт, который я бы не выбрала просто ради удовольствия. Это философские поездки в Камбоджу, Японию и Западную Европу. Азия в целом произвела на меня сильное впечатление: там все было иначе, от коммуникации до еды. В Камбодже я работала в университетах, школах и детских домах, это были  Я никогда не отказывалась работать весь день и есть местную еду, каждый день в меня поступали гигабайты информации о другой культуре. Там же я обнаружила “азиатский” способ мыслить, который также связан с языком — контекстуальность и сложность с концептуализацией (выделением существенного). Но я увидела как этот другой способ может работать, также как и рационально-логический, “западный”. В Японии мне довелось провести множество индивидуальных консультаций, где часть из них была с молодыми девушками, которые хотели совершить самоубийство, там я познакомилась с этой частью японской культуры, которую ты не сможешь прожить если приехал посмотреть на достопримечательности. Консультация или воркшоп побуждают исследовать то, что человек думает, из-за этого ты погружаешься в этот опыт, тебе приходится смотреть на мир изнутри этого опыта, одновременно принимая его и ставя его под сомнение. По этой причине ты не просто слушаешь об опыте, ты его живешь. 

Также, определенный период времени я много путешествовала из Азии в Западную Европу и обратно и эта смена культур также оказывала на меня сильное влияние — видеть как разные уровни дохода, способов мышления уживаются на планете одновременно. Как консультанту мне было необходимо принимать любой опыт, любое мировоззрение, а это означало видеть как оно работает, почему оно имеет место быть. Иногда эта полярность меня расстраивала, мне хотелось найти один единственный “верный вариант”, и как раз столкновение с обязательной множественностью жизни, сформировало меня как философа. Именно таким путешествиям я обязана пластичности мышления, спокойному принятию того, что является иным. 

5. Были ли у тебя любопытные, как для философа-практика, коммуникативные ситуации в период путешествия? 

Мне сложно вспомнить конкретный пример, но самые яркие ситуации случались в контексте перевода — я много работала с переводчиками, в некоторых языках не работало то, что я хотела сделать на английском. Например, в китайском часто можно понять, вопрос это или нет, только в конце предложения. А в кхмерском языке я никак не могла получить от участников название явления одним словом, вне контекста, на что мне передали словарь, где это слово на двух страницах переводилось по-разному, в зависимости от контекста:) 

Поэтому, в целом, работа в других странах, на местном языке всегда побуждает тебя видеть границы своего родного языка. 

6. Ты посетила много стран и городов. Какое место, на твой взгляд, наиболее располагает к мышлению и почему?

Скорее, именно постоянная смена мест оказала на меня наибольшее влияние. Если оставаться на одном месте, быстро вновь привыкаешь и обрастаешь всеми “так правильно”, “так должно быть”, “мне так удобно”, “это же очевидно”. Какой бы эта страна ни была. А вот смена всегда встряхивает. Особенно радикальная смена. Например, трущобы ЮАР, а затем, центр Амстердама. Или детский дом в камбоджских полях и Нью-Йорк. Таким же образом на мышление оказывает влияние работа с разными слоями населения: когда ты работаешь в один и тот же день сначала с бизнесменом из Сан-Франциско, а затем с домохозяйкой, которая не умеет читать и писать из Эфиопии, тебе нужно всегда сохранять пластичность и доступность. Доступность для другого опыта и картины мира. Но также бросать вызов, который будет адекватен человеку перед тобой.  

7. Как философ-практик, что ты посоветуешь начинающим путешественникам?

Не бояться погружаться в незнакомый опыт, даже если он вам не нравится. Сравнивать и анализировать. И обязательно задавать вопросы людям. Не просто вопросы о погоде и фактах, а о том как они думают. Задавать требовательные, интересные вопросы, и наблюдать, как эти ответы меняют вас самих. А если путешествие не предполагает встречу с людьми, задавать их себе.

Exit mobile version