Меню Закрыть

Шерлок Холмс: в чем секрет популярности?

Авторы: Ветютнев Юрий, Копанева Валерия

Кто такой великий человек? Великий человек — это тот, кто не свой
среди своих.
Например, кто такой великий философ? Великий философ — это тот, кто
вышел за рамки философии.
Кто такой великий режиссер? Например, Станиславский, который
вышел за рамки театра и стал известен тем, кто даже не видел ни одного
спектакля.

В этом заключается один из парадоксов признания: для того, чтобы быть
признанным в каком-либо качестве (например, великим), человеку
необходимо пребывать в составе группы (сообщества), поскольку лишь
коллективно могут быть выработаны критерии и процедуры признания, но
при этом требуется, чтобы сама группа опознавала его не просто как свой
атрибут, а с относительной автономией от себя, как того, кто отличается от
принятой в этой группе модели поведения.

Наш сегодняшний персонаж, — а точнее два персонажа, они же и одно
лицо, Конан Дойл и Шерлок Холмс, — смогли сделать то, о чем говорится
выше. Впервые на это обратил внимание другой великий английский
писатель Гилберт Честертон, который в своем эссе про Шерлока Холмса
написал: главная особенность Шерлока Холмса в том, что он — не
литературное явление.
Шерлок Холмс славен не литературностью своей. Шерлок Холмс — это
явление культуры, феномен социологии, политики, истории, и в том числе
литературы. Но, если бы он был чисто литературным персонажем, то
никогда, поверьте, он бы не достиг того уникального статуса, в котором он
находится сегодня.

Почему этот статус уникален? Шерлок Холмс существует как персонаж
уже 130 лет. Есть ли еще такой персонаж, который за 130 лет своего
существования не только не потерял свою популярность, но и постоянно ее
наращивает? Вряд ли, потому что даже Дон Кихот хоть и памятен, но все же
его фигура несопоставима с популярностью Шерлока, тем более что сами
литературоведы отмечают, что пик славы Дон Кихота позади.
Еще один персонаж, который однозначно вышел за рамки литературы–
это Гамлет. Но часто ли вы слышите, как кого-то сравнивают с Гамлетом?
Часто ли вы видите голливудские блокбастеры про Гамлета? Часто ли вы
видите голливудские блокбастеры про Дон Кихота? Снял Терри Гиллиам
недавно, но это скорее исключение, чем правило. А про Шерлока Холмса
выходят фильмы, мюзиклы, спектакли — бесконечно.

Кто такой Холмс? Что за удивительный персонаж? Что он представляет
собой? Почему он стал таким, каким он является?
Возьмем самую первую деталь, которая цепляет внимание в первом
произведении Конан Дойла «Этюд в багровых тонах». Помните, как
начинается повествование? Ватсон ищет себе соседа, чтобы снимать
квартиру в Лондоне, потому что одному дорого. Ему говорят: у нас лаборант
в больнице есть, он тоже квартиру ищет. Этот лаборант – Холмс. Какое у
него образование, не знает никто, возможно, никакого. Они сговариваются,
находят квартирку, все замечательно, цена устраивает… Они начинают
потихоньку общаться. И тут Ватсон вдруг узнает, что Холмс не знает
систему Коперника. Он не знает, как устроена наша галактика.
Ватсон не может поверить: как же так, вы же современный человек! А
Холмс задает ему вполне резонный вопрос: и что из этого?
Ну-у, каждый современный человек обязан знать систему Коперника,
правда? Я вам сейчас объясню, нарисую, систему Коперника. И Холмс
говорит замечательные слова: спасибо, дорогой Ватсон, что вы мне
объяснили систему Коперника, теперь моя задача как можно быстрее ее
забыть.
Странно?

Что это за человек? Он успешный сыщик. Его много раз приглашали
работать в полицию. Ему предлагают высокие должности. Он ни разу не то
чтобы не соглашается, а даже не обсуждает эти предложения. Почему?
Дело Холмса становится все более и более загадочным. Кто он? Еще
одна загадка. Может быть, не такая большая загадка, но все-таки загадка.

Первое объяснение — психологическое. Вот маленький ключ к
психологическому пониманию образа Холмса и одновременно образа
Ватсона. Первая публикация Конан Дойла — это была статья в медицинском
журнале, посвященная одному редкому яду. Автор сделал следующее. Он
впрыскивал себе редкий яд и записывал свои симптомы. Каждый день
увеличивал дозу, а когда он почувствовал, что последняя доза будет
последней, он прекратил прием яда. Он принял противоядие и описал это всё
в виде статьи. В одной из первых глав первого произведения Конан Дойла
«Этюд в багровых тонах» эпизодический персонаж по имени Стенфорд,
задача которого состоит в том, чтобы познакомить Холмса и Ватсона,
говорит Ватсону, помимо прочего, следующее: Холмс — опасный человек, я
не удивлюсь, если он вам вколет какой-нибудь яд просто, чтобы узнать его
действие. Эта фраза, которая потом обыгрывается и обсуждается в
произведении, на наш взгляд, не что иное, как биографическая отсылка к
истории с Конан Дойлом и его привычкой проверять яды на себе.
Таким образом, это дает нам следующую подсказку. Холмс,
впрыскивающий яд Ватсону, и Конан Дойл впрыскивающий яд самому себе
(биографический факт) — это одна и та же ситуация. Таким образом, Холмс и
Ватсон — это одно лицо. Это сам Конан Дойл. Совершенно типичный прием!
Конан Дойла интересует  процесс мышления. Холмс и Ватсон не что
иное, как две функции мышления, которые распределены на двух разных
людей. 


Ватсон — это функция невежества, удивления, дилетантизма. То, что
называется ignorance, является непременным условием любого мышления.
Если вы уже знаете всё, вы не мыслите. Но если вы не знаете ничего, только
удивляетесь и поражаетесь тому, что происходит вокруг, как делает Ватсон,
то вы тоже не мыслите, потому что у вас нет материала. Нужно некое второе
качество «Я», которое будет поставлять гипотезы, версии, догадки,
аргументы. И вот этой продуктивной способностью «Я» выступает Шерлок
Холмс.


Таким образом, Конан Дойл, как любой писатель, в своих героях
показывает разные свойства своей натуры. Шерлок Холмс — это авантюрное
свойство. Конан Дойл был склонен к приключениям, он любил риск, был
корреспондентом, кажется, на всех крупных войнах своего времени. Он был
китобоем и падал много раз за борт в Северном Ледовитом океане. Эта
история со впрыскиванием яда – так, разминочка в молодости. Но в то же
время он делает главным героем доктора. Для него все-таки буржуазное,
правильное, нормальное «Я» важнее.


Согласно рассказам Конан Дойла, рассказы о Холмсе пишет Ватсон. Тем
самым автор себя отождествляет полностью со своим персонажем. Ватсон,
мягко говоря, не умен. В отрыве от Холмса это некое ходячее недоразумение.
При этом удивительно, подумайте: а Ватсон реально хоть раз помог Холмсу?
Холмс постоянно задает Ватсону вопросы: Ватсон, как вы думаете, а что
значит это? а вон то? ваша версия, ваше объяснение? Хоть раз он что-нибудь
угадал? Никогда.
Итак, на психологическом уровне Холмс — это ходячий разум. Это
ментальная функция нашей души, живой интеллект, мыслящая часть автора.
Но это только поверхностный слой.

Переходим на следующий уровень — идеологический. Если мы
попробуем рассмотреть персонажа и сюжеты с точки зрения идеологии,
мировоззрения того времени, то, конечно, в первую очередь, Шерлок Холмс —
это персонаж романтический. В нем идеально проявляется эстетика
романтизма. Напомним, что для эстетики романтизма характерно
следующее:

  • идея двойственности мира,
  • идея исключительного героя в исключительных обстоятельствах,
  • идея иронии, которая логически вытекает из предшествующих идей:
    когда сталкиваются два мира, то между ними возникает ироническое
    отношение. Один мир как бы слегка посмеивается над другим.

Всё это есть и в Холмсе, безусловно, и в произведениях о нём. У него
чисто романтическая внешность. Огромный рост, орлиный нос, худоба. И
самое главное, он действительно романтический герой, потому что он
уникальная личность, одиночка. Он не интегрирован ни в какие социальные
институты. Ватсон при нем — это функция. И трактовка отношений Холмса и
Ватсона в советском сериале, конечно, очень-очень далека от оригинала,
потому что в оригинале ни о какой настоящей мужской дружбе речи не идет.
Это чисто деловые отношения.
Но это романтический герой нового типа. В нем есть то, чего в героях
Лермонтова, Байрона, Гофмана не было. Идея Конан Дойла заключалась в
том, чтобы впервые создать героя-ученого. Холмс – это живое воплощение
науки. Он действует, как ему кажется, научными методами. Он много
экспериментирует, проводит экспертизы, сравнивает химические вещества,
изучает состав этих веществ. Он стоит на переднем крае технологий своего
времени, в отличие от полицейских, которые действуют по старинке. Это
интересное сочетание, необычное сочетание. Романтический рационалист.
Поэт точного знания. Рыцарь естественных дисциплин.
Только обратите внимание на одну интересную вещь: а кто же, с этой
точки зрения, должен быть врагом Холмса? Видимо, невежество?
Антагонистами Холмса должны быть обыватели, филистеры, то есть буржуа,
которые ничем не интересуются, кроме своего брюха. Но кто же на самом
деле главный враг Холмса? Другой ученый – математик, профессор
Мориарти. Главный враг Холмса — это отвлеченное научное, абстрактное
знание. Главная линия борьбы — не с тупостью черни, а с абстрактной наукой,
потому что она порабощает. Мориарти плетет сеть зла, которая должна
накрыть всю Англию. А конкретное знание Холмса является началом
положительным, жизнеутверждающим.

Так почему же именно Шерлок Холмс популярен? Если говорить о
сегодняшних реалиях, то Холмс идеально вписывается в
индивидуалистический тренд: одиночка, у которого все получается. Тот, кто
не ходит на вечеринки, не занят тем, чтобы выстраивать социальные связи,
тот, кто не подстраивается под правила общества, а наоборот, другие
подстраиваются под него и любят его таким, какой он есть. Вторая причина
успеха – это потребность у читателей и зрителей в герое, который установит
порядок за других. В духе «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и
бесплатно покажет кино…». Третья причина – это недоверие к официальным
институтам, которое вполне обосновано: политика, медицина, образование
себя дискредитировали, остается искусство (театр, литература, кино,
живопись), а уже в искусстве ищутся ролевые модели — такие, как Шерлок
Холмс.

Exit mobile version