Меню Закрыть

Пространство для работы и отдыха: рефлексия дизайнера

Екатерина Выдрина

Работа и отдых

Когда поступило предложение написать эту статью, я собиралась в отпуск. Подумала класс, как раз будет время подумать над идеями, точно сформулировать мысли, подобрать красивые ассоциации и яркие образы, это же так интересно! Разумеется, за написание статьи в отпуске я не села, зато на рабочие вопросы периодически отвечала. А почему, собственно, разумеется? С каких пор стало нормальным, что на интересный досуг не находится времени, а иногда даже сил и желания? Можно было бы порефлексировать на тему истинности желаний, но я решила, что дело все-таки в нарушении баланса труда и отдыха, а даже если это окажется не так, то статью я все равно напишу. Зачем? Как практикующему дизайнеру интерьера мне стало интересно исследовать влияние окружающего нас пространства на состояние человека с учетом тех наблюдений, которые накопились за время моей профессиональной деятельности. Вот некоторые из них. 

  1. Размытие границ между работой и отдыхом

Распространение удалённой формы занятости после пандемии привело к увеличению запросов на выделение рабочего места и/или зонирование пространства в интерьере. Человек  вынужден переключаться с работы на отдых или с работы как трудовой деятельности на бытовые обязанности в рамках одного помещения, иногда даже в рамках одной комнаты, что приводит к размытию границ и, как следствие, усталости и выгоранию. Более подробно о последствиях пандемии для сферы дизайна интерьера я писала здесь (ссылка на первую статью, чтобы не повторяться). Человеку, работающему в таких условиях, требуется больше усилий для разграничения типов деятельности, и чем меньше пространство, тем сильнее эффект от размытия границ человек ощущает на себе. Есть и обратная ситуация: в офисах, которые, казалось бы, предназначены главным образом для работы, стали проектировать зоны, в которых сотрудник может не просто отдохнуть и пообедать, а ещё и перезагрузиться и, тем самым, стимулировать рабочую, чаще всего творческую, деятельность. Пример — в Стокгольме в дизайн-студии The Great Exhibition прямо в офисе установили американские горки! Конструкция проходит через все помещения офиса, кухню и рабочие места. Помимо веселья, аттракцион имеет ещё один неочевидный смысл: сотрудники считают его символом сопротивления искусственному интеллекту и напоминанием о нотке иррационального, что присуще творческой деятельности и недоступно ИИ. Кстати, эта студия раньше называлась PJADAD и создавала дизайн для IKEA. 

  1. Пересборка общественных пространств

С появлением удаленки все больше стали востребованы коворкинги, кафе и  антикафе, куда можно прийти посидеть с ноутбуком и поработать. В таких заведениях, как правило, предусмотрено большое количество розеток, беспроводной интернет, в коворкингах — офисная техника и мультимедиа-устройства для проведения презентаций. Перемещение из дома в такие пространства помогает разделить работу и отдых, работу и быт, однако при этом возникает конфликт интересов посетителей и владельцев заведений, которые изначально не проектировались для этих целей. Например, недавно один заказчик интерьера кафе попросил нас с коллегой не проектировать розетки в зоне для посетителей как раз для того, чтобы люди приходили именно с целью поесть, насладиться атмосферой, интерьером, сделать заказ, а не работать весь день за единственной чашечкой кофе.

  1. Работа переходящая в отдых

В некоторых типах деятельности, в частности, деятельности дизайнера интерьера, работа и отдых смешиваются не столько из-за совмещения в одном пространстве, но из-за самой специфики работы: заказчики обычно заняты на работе в стандартные рабочие дни и рабочее время, и готовы к взаимодействию в выходные и даже праздничные дни, когда у дизайнера тоже выходной и тоже праздник. Согласитесь, было бы странно обсуждать цвет стен и материал столешницы кухни во время рабочего совещания заказчика. В конце концов, обычно именно на этой работе заказчик зарабатывает деньги на реализацию проекта! При этом взаимодействие со смежными специалистами и поставщиками мебели и материалов, напротив, происходит опять же в стандартное рабочее время, ведь для них это тоже основная деятельность, как и для дизайнера. Каждый разрешает это противоречие разными способами: кто-то устанавливает график работы с 11 до 20-21 часа в будние дни, чтобы успеть захватить разное время, кто-то выбирает выходные в воскресенье и понедельник, чтобы в субботу была возможность поставить рабочие встречи, кто-то просто действует по обстановке. Помимо временных противоречий, границы труда и отдыха чаще всего сливаются ещё и потому, что рабочая деятельность приносит удовольствие и сама по себе уже является отдыхом. Обычно это бывает у представителей творческих профессий. Так трудно остановиться, когда сейчас, вот именно сейчас, что называется, пришло вдохновение! И все так красиво складывается, и все так чудесно получается, и что, пора идти спать? Всего-то два часа ночи… 

  1. Дизайн в ситуации санкций: переосмысление пространства дома и работы

В связи с курсом рубля и санкциями дизайнеры и потребители столкнулись с проблемой дефицита фурнитуры и комплектующих, что привело к упрощению некоторых решений. Пример — механизм складывающихся и задвигающихся внутрь мебели дверей системы REVEGO  от компании Blum позволяющий сэкономить место и закрыть рабочую зону, сейчас настолько дорог, что приходится отказываться от таких удобных и эффектных решений. 

https://pin.it/2XbzeWIHY (видео, без ссылки не прикрепить) 

Аналогичная ситуация со встроенными решениями: реализация рабочего места, интегрированного в мебельную композицию, обойдётся намного дороже, чем приобретение отдельностоящих предметов мебели. Конфликт обостряется тем, что в маленьких пространствах зачастую единственный способ экономии места это как раз встроенные решения для максимально функционального использования  площади, и многие готовые предметы мебели стандартных размеров могут просто не подойти в такую квартиру. 

Что же делать? 

  1. Интерьер, который работает на тебя

Основа такого интерьера — удачная и грамотная планировка, когда на осуществление ежедневных доведенных до автоматизма действий человек затрачивает минимум времени и усилий за счёт продуманных бытовых сценариев. Иногда я сталкиваюсь с тем, что заказчики просят сделать неудобную планировку с целью добавить большей функциональности в помещение или размещения дополнительных мест хранения, однако редко такие решения оправданы, скорее наоборот: в долгосрочной перспективе проявится все неудобство, и оно проявится в ежедневном раздражении от элементарных бытовых действий. Представьте себе, что каждое утро вы должны обходить кровать и ударяетесь мизинчиком о мебельную ножку, попутно задевая угол комода… Представили? Затем вы проходите через длинный коридор на кухню, готовите завтрак и несёте его через все помещение к столу у противоположной стены комнаты. И так каждый день. Какое уж тут доброе утро? Вроде мелочь, но каждый день вы начинаете с лёгкого раздражения, продуктивность на работе падает, вам начинает требоваться более частый и длительный отдых, и вы попадаете в замкнутый круг. Изначально планировка это всего лишь чертёж с размерами, но после реализации становится очевидно, что именно эта часть проекта  напрямую влияет на качество отдыха и жизни в целом. 

Что ещё, кроме удачной продуманной планировки, можно предусмотреть в интерьере для комфортного как труда, так и отдыха? 

  • Шумоизоляция. Когда человек не отвлекается на звуки соседей, хорошо высыпается и отдыхает. 
  • Ортопедические матрас и подушки для отдыха. Неудачный матрас способен повлиять на самочувствие на целый день. 
  • Ароматерапия. Одни способствуют бодрости, другие расслаблению, но такое решение в большей степени требует подстройки под индивидуальные предпочтения домочадцев.
  • Умный дом. Дистанционное управление сценариями освещения, открытие штор и запуск робота-пылесоса по графику или голосовым командам освобождают время и силы. 
  • Автоматическая регулировка температуры воды и освещения для релаксации. 

А ещё домашние питомцы замечательно влияют на наше самочувствие! Вот, например, мой кот следит за тем, чтобы я соблюдала баланс между работой и отдыхом) 

  1. Решить для себя: подходит ли вам минимализм? 

Думаю, многим знакомо чувство, когда вроде и расхламление провели, и что-то выкинули, и пыль протерли, а все равно ощущение хаоса и будто усталость какая-то, и новые вещи сложно вписываются, не говоря уж о новых привычках и начинаниях. Как тут настроиться на работу, не говоря уж о продуктивной работе? Может, нужно ещё что-нибудь выкинуть? А что, если нужно наоборот, привнести? 

Сейчас в моде минимализм и расхламление как реакция на культуру потребления. Минимум вещей, порядок по Марии Кондо, оставить только необходимые вещи… Часто можно встретить подобные советы для «освобождения энергии» и экономии ресурса, но всегда ли это способствует отдыху на отдыхе и продуктивности в делах? Никаких пылесборников, ковров-статуэток-сувениров, все скрыто от посторонних да и собственных глаз, пустые  поверхности и пара акцентов в лучшем случае. Для людей, постоянно подвергающихся разнообразные визуальным воздействиям вне дома, например, при активной работе с людьми, смене мест и впечатлений в течение дня, такой интерьер действительно будет способствовать расслаблению и перезагрузке, восстановлению сил и, как следствие, повышению или как минимум сохранению продуктивности в работе. Но что, если человек не получает визуальных впечатлений в течение дня и проводит весь день за рутинной работой? Например, работой за компьютером и/или с документами. Такая деятельность может быть весьма разнообразной в части задач, интеллектуально сложной, но однообразной с визуальной точки зрения. Если поместить такого человека в нейтральный, якобы всех восстанавливающий интерьер, желаемого эффекта с большой долей вероятности не произойдёт: одно однообразие сменится другим, и так по кругу. В этом случае продуктивности наоборот будет способствовать цвет в интерьере и возможно даже — о ужас — максимализм! Те самые сувениры из путешествий, любимая коллекция фарфоровых чашек в витрине, расписная керамика, рисунки детей и подарки от близких — все, что вызывает приятные эмоции как от воспоминаний, так и просто от созерцания красивой вещи — скорее будет способствовать хорошему самочувствию и восстановлению, нежели нейтральный интерьер. Личный пример ниже: мой стеллаж воспоминаний! Здесь и открытки от дорогих людей, и подарки от  заказчиков, тюлень из Архангельска, медвежонок из Сочи, глиняный котик из Алушты, панно из музея деревянного зодчества под Новогородом, ещё один кот уже из Казани, и прочее, прочее… Дайте мне ещё полок, и я найду, что на них разместить! Тут уже и пыль не беспокоит, зато какая экспозиция. Для души.

Понятно, что такой вариант подойдёт не всем, но и в этом случае есть способы создать визуальное разнообразие в интерьере, например, при помощи зонирования цветом, или продуманного цветового сценария. Что значит продуманный цветовой сценарий? Ну вот например если все мелкие разношерстные предметы (допустим, сувениры и/или книги с цветными корешками) сосредоточить в одном или нескольких определённых местах, то добавление уже новых вещей не повлияет на восприятие интерьера как чистого и упорядоченного. Или, допустим, если человек привык постоянно скидывать на кровать одежду, вещи, или знает про себя что не будет сразу же класть все на место, достаточно определить эту локацию и именно в этом месте намеренно создать такую цветную зону. Но это должна быть именно зона, а не весь интерьер) Иначе пространство будет восприниматься замусоренным даже без вещей.

Возвращаясь к минимализму, который действительно подходит многим людям для отдыха или, напротив, продуктивной работы, хочу отметить, что далеко не всегда то, что у нас понимают под минимализмом, им является. Почему это важно? Даже минимализм подразумевает некоторое разнообразие, например, разнообразие фактур в рамках одного цвета, и не отрицает функциональность вещей. Если поставить в относительно просторную пустую комнату диван и рабочий стол с креслом, это будет скорее аскетичная, нежели минималистичная, обстановка. Для кого-то идеально, но чаще всего нет, даже самым отъявленным минималистам периодически хочется перевести взгляд на что-то интересное для переключения внимания.