Этот журнал основан членами научного сообщества “Интеллектуальные среды”. Наша совместная миссия — создание в России интеллектуальной среды, в которой формируются и воспроизводятся интеллектуалы.
Мир сегодня – это бульон, в котором плавают ошметки идеологий Нового времени, но который является питательной средой для новых идей, способных дать ориентиры разочарованному и потому грустному человечеству. Не утонуть в этом вареве самим и помочь другим — вот наша цель. Расчленение тела хаосмоса на хаос и космос для того, чтобы возникли четкие ориентиры — вот наша главная задача. Четкая концептуализация новейших интеллектуальных тенденций в свете реконструкций архаических интеллектуальных систем — вот наш методологический подход при создании текстов.
Интеллектуальная традиция с древних времён использует пищеварительную метафору для описания процесса познания для обретения блаженства. Род человеческий отделён от животного царства актом переработки сырого в варёное, трансформацией акта пожирания в акт трапезы. Сырое — это хаос чувств и мыслей, запутанность и застереотипизированность сознания. Варёное — это стройная система идей, порядок которых есть продукт философского мышления. Так говорил Платон, и он сказал истину, которая способна насытить и эллина, и иудея, и христианина, и магометанина, и даже голодного современного человека. Обряд пиршества объединял людей архаики. На древнегреческий симпосий каждый приносил с собой еду и идеи, и он не заканчивался до тех пор, пока на столе оставалась еда и общие темы для разговора. Гульярды — студенческая элита средневековья — призывали веселиться и восхвалять поглощение пищи, считая его актом творения мира. Иммануил Кант предостерегал философов от того, чтобы есть в одиночку, так как это истощает силы. Совместная же трапеза да с оживленной беседой открывает процесс великой игры мысли.
Мы приглашаем вас на пир философского мышления. Роскошь и совместная трата вместо экономии и накопления личного капитала — вот к чему мы зовем. Праздник и труд вместо будней и работы — вот что потребно. Ибо философское мышление живет только в свободе, в пространстве свободного времени — досуга, где нет дедлайнов, заказов, расписания, где нет перерывов, но есть вечная пауза, l’intérêt?
Мы, авторы “Пира”, отказываемся от птичьего языка мертвого академизма, мы готовы говорить на живом языке улиц и площадей в надежде, что грустные люди этого мира поймут и разделят наши ценности. И когда это понимание достигнет критической массы, пиршественный стол станет могучим кораблём и отправится в открытое море бурной жизни в поисках новых забытых земель.