Домой Выпуск №1 Статья Как пандемия повлияла на сферу дизайна интерьеров

Как пандемия повлияла на сферу дизайна интерьеров

837
2
7 0
Read Time:13 Minute, 27 Second

Екатерина Выдрина

У каждого современного человека есть место, в котором он живет и которое обустраивает в соответствии со своими потребностями, будь то дом, квартира или комната в общежитии. В зависимости от различных жизненных обстоятельств эти потребности меняются и трансформируются, появляются новые запросы и пожелания к пространству. 

Меня зовут Выдрина Екатерина, я практикующий дизайнер интерьеров. За период пандемии произошли изменения в сфере дизайна, которые я как специалист стала исследовать. Моя статья основана на личных наблюдениях, мировых трендах в сфере предметного дизайна и дизайна интерьеров, а также проведенном анализе влияния пандемии на эти тренды. 

Вопреки распространенному мнению о том, что дизайнер интерьеров только подбирает цвет штор к обоям и расставляет декор, основная задача дизайнера — это производство идей и воплощение их в пространстве. Например, возьмем идею, что ужинать вместе с близкими людьми —  это хорошо. За этой идеей стоит важная для многих ценность дружбы. Такая идея реализовывается не только при помощи расширения кухонного пространства, но и выражается через материалы: основательная столешница из массива дерева и клетчатые принты ассоциируются со стабильностью и домашним очагом. Способы материализации идеи могут быть разными, но все они ориентированы на потребность собираться вместе с близкими людьми. Когда человек видит подобные решения в мебельных магазинах или на страницах каталогов, глубинная потребность находит отклик и рождается история, а если таких людей становится много, то появляется тренд

На появление трендов влияют меняющиеся политические, социальные и экономические факторы, которые порождают определенные настроения и потребности людей. Таким фактором в 2020 году стала пандемия, оказавшая глобальное влияние на все сферы деятельности людей. Для сферы дизайна интерьеров пандемия началась с отмены Salone del Mobile в Милане — крупнейшей международной выставки мебели, освещения и предметов интерьера, на которой определяются тренды дизайна будущего года.

В отличие от моды на одежду, тренды в дизайне интерьеров меняются медленнее: интерьер живет дольше и обновляется реже. В среднем тренды в интерьере удерживаются в течение 3-5 лет, а затем сменяются или трансформируются: так, уложенная вразбежку плитка-кабанчик (это плитка в виде кирпичиков и уложенная как кирпичная кладка) на фартуке кухни в 2021 году уже выглядит устаревшим решением, и на смену ему приходят различные нетрадиционные способы укладки этой же плитки (например, вертикально). Не все тренды скоротечны, существуют и такие, которые выходят на плато и длятся десятилетиями, например, тренд на экологию. Пандемия актуализировала текущие тренды, а также привнесла качественно новое значение во многие из них.

Пандемия и вынужденная изоляция закономерно оказали влияние на производство идей: закрылся доступ к новым эмоциям и впечатлениям, одним из способов получения которых являются путешествия и знакомство с другими культурами. Путешествия вдохновляли многих мировых художников и дизайнеров на создание новых коллекций и предметов: так, коллекция ковров La Scala Майка Шилова была создана под впечатлением от Италии, а в коллекции ремесленной мебели M’Afrique by Moroso представлены объекты, раскрывающие традиции и многогранную культуру Африки.

Ковер, коллекция La Scala
Диз. Майк Шилов
Источник: Мебель как путеводитель: как дизайнеры вдохновляются путешествиями (design-mate.ru)
Кресло Shadow, коллекция M’Afrique by Moroso
Диз. Торд Бунтье
Источник: Мебель как путеводитель: как дизайнеры вдохновляются путешествиями (design-mate.ru)

В поисках новых идей в условиях кризиса дизайнеры пошли двумя путями:

  • ревизия старых идей;
  • реакция на пандемию в форме адаптации к новым условиям рынка.

Одним из ярких примеров ревизии старых идей стал проект на Миланской выставке 2021 года от марки Dior, представившей 17 версий знаменитого стула Medallion: художники и дизайнеры со всего мира переосмыслили этот культовый предмет в современном духе. Британский эксперт по дизайну Мишель Огундехин в качестве реакции на пандемию предложила организовывать так называемые генканы: небольшие входные зоны для уличной обуви, в которых можно разместить полку для дезинфицирующих средств, масок и перчаток. Таким образом, создается буферное помещение с целью поддержания чистоты и гигиены в доме.

Medalion Chair.
Слева: диз. студия Nendo
Справа: диз. Джой де Роан Шабо
Источник: 17 художников и дизайнеров переосмыслили знаменитый стул-медальон Dior | ELLEDECORATION

В ходе исследования я выявила шесть ключевых идей, которые появились либо актуализировались в эпоху пандемии.

1. Переработанные материалы

Во-первых, в связи с экономическим кризисом у дизайнеров и производителей актуализировался запрос на производство мебели из переработанных материалов. Тренд на экологичное использование ресурсов удерживает свои позиции на протяжении последнего десятилетия и тесно связан с концепцией циркулярной экономики, предполагающей, что различные промышленные продукты и материалы могут использоваться повторно (ремонт,  восстановление), снижая количество отходов. К 2020 году уже было разработано множество изделий в различных индустриях из переработанных материалов, в том числе и в предметном дизайне. Одно из таких изделий широко известно: стул Odger, который можно найти в фирменных магазинах ИКЕА, создан дизайнерами шведской студии Form Us With Love в 2016 году из переработанного пластика и древесных щепок. Стул получен методом литьевого формования и собирается одним движением без использования каких-либо крепежей. Не менее интересный стул с говорящим названием On and On (“снова и снова”) разработала американская мебельная компания Emeco в коллаборации с британской Barber&Osgerby: смесь стекловолокна и материала из пластиковых бутылок обеспечивает его способность к многочисленной переработке. 

Стул Odger, диз. Form Us With Love для IKEA
Источник: Form Us With Love uses recycled wood and plastic to create IKEA chair (dezeen.com)

Стул On and On, диз. Emeco+Barber&Osgerby
Источник: Featured Story On & On by Barber & Osgerby (emeco.net)

В период пандемии тренд на экологичное производство и повторное использование материалов усиливается в связи с экономическим кризисом отрасли: вынужденная приостановка работы фабрик вызвала глобальные задержки поставок и рост цен на продукцию. Изменение производственной цепочки – один из способов достичь стабильности в условиях экономической турбулентности: владельцы фабрик, стремясь к сокращению издержек, переходят на циркулярную экономику и все более активно используют материалы вторично. Так, на миланской выставке 2021 года впервые были использованы полностью разборные стенды-витрины, спроектированные архитектором Андреа Капуто, каждая из деталей которых будет использована повторно. По словам Марии Порро, президента выставки, такая концепция организации выставочного пространства дает пример для всей индустрии, как можно бережно относиться к природным ресурсам. На Лондонском фестивале дизайна 2021 года в рамках проекта Circular Design было представлено множество докладов и проектов на тему устойчивого развития отрасли: датский производитель мебели и освещения Warm Nordic показал материал для столешниц глубокого изумрудного цвета, созданный из пластиковых пивных кег. Британская компания Deadgood Studio представила новую серию стульев Sprung, изготовленных из материалов, на 99% подлежащих вторичной переработке по окончании срока службы, в то время как 81% производится из уже переработанного содержимого: стальная рама изделия отделана порошковым покрытием Get Wasted, созданным полностью из переработанных порошков краски, которые в противном случае предназначались для захоронения, а ткань для обивки сиденья произведена из полностью переработанного пластика. 

Стул Sprung, диз. Deadgood Studio
Источник: Sprung Chair (deadgoodltd.co.uk)

В 2021 году прошла выставка Fuorisalone, которая традиционно сопровождает Миланскую неделю дизайна. На ней компания B&B Italia предложила новую интерпретацию культового кресла UP5_6 итальянского дизайнера Гаэтано Пеше. В традиционной версии 1969 года это кресло производилось из пенополиуретана и после распаковки само приобретало форму. Компания изготовила кресло UP5_6 из переработанных бутылочных пробок.

Кресло Up5_6, диз. Гаэтано Пеше
Источник: Спецвыпуск: пробковая версия кресла и пуфа Up 5_6 от B&B Italia | ELLEDECORATION

Таким образом, устойчивый тренд на экологичное производство и переработку материалов, помимо заботы о ресурсах планеты, призван внушить идею стабильности окружающего мира в беспокойное время, что, в свою очередь, положительно сказывается на благосостоянии участников отрасли и дает ощущение свободы в период всеобщих ограничений.

2. Трансформация и мобильность

Во-вторых, у людей, вынужденных совмещать дома несколько видов деятельности, появилась потребность в мобильной и трансформируемой мебели, при помощи которой решается сразу несколько задач. Такая мебель использовалась и раньше, но именно в связи с локдауном возросла ее популярность и востребованность на рынке. Так, если большинство людей работали в офисе, тренировались в спортзале и обедали в кафе, то с переводом на удаленный режим у каждого члена семьи появились новые бытовые сценарии, которые теперь учитываются при модернизации существующих и проектировании новых интерьеров. 

На Лондонском фестивале дизайна 2021 года фабрики предложили множество новинок  многофункциональной мебели: Джорджо Армани в новой лимитированной коллекции Armani Casa представил винный шкаф Royal, который легко трансформируется в удобный письменный стол, а компания LoftRobe создала мобильную платформу, которая может использоваться как гардероб, телевизор или рабочий стол — в зависимости от задач пользователя. Конструкция в собранном виде встроена в потолок и легко опускается вниз при помощи дистанционного управления. Дизайнер Рената Аминьян представила коллекцию мебели, в которой пространство под обеденным столом оборудовано как игровая для детей. 

Винный шкаф Royal, коллекция Armani Casa,
Диз. Джорджо Армани
Источник: Armani / Casa | Armani

Разнообразие предметов, которые можно легко перенести или использовать с различными целями, позволяет человеку оставить пространство более свободным, эффективно распоряжаться им и без усилий поддерживать порядок. Таким образом, использование подобных решений в интерьере способствует более продуктивной деятельности при минимальных затратах. 

3. Перегородки и приватность

Человек, на долгое время замкнутый в одной квартире с домочадцами, остро нуждается в возможности уединения и все чаще использует различные ширмы и перегородки для организации приватного пространства.  Реечные конструкции и раздвижные стеклянные перегородки пропускают свет и делят помещение на части, а более мобильные ширмы и экраны обеспечивают краткосрочное уединение в зависимости от текущей потребности в той или иной функциональной зоне. Сама идея зонирования пространства не нова, однако в период пандемии она приобрела новое звучание: если раньше дом был местом встреч всех членов семьи после работы или учебы, то теперь ситуация кардинально изменилась.

Дизайнеры и производители отреагировали на этот запрос и предложили на выставках разнообразные решения: на Миланской выставке 2021 года дизайнер Пьеро Лиссони в коллаборации с Iaco Design Studio представил раздвижные двери Large Glide, спроектированные для компании Porro, Джанни Боргоново показал светопроницаемую гардеробную систему Palo Alto Free, включающую в себя модули из стеллажей, шкафов и перегородок, разработанную им для итальянского бренда Misuraemme. Система совместима со всеми дверьми, уже присутствующими в системе Palo Alto I-Box.  

Раздвижные двери Large Glide,
Диз. Пьеро Лиссони+Iaco Design Studio для Porro
Источник: Porro Spa | Products | Systems | Glide

Разнообразные элементы зонирования также используются для сокрытия утилитарных объектов и интеграции их в общее пространство: например, дизайнер Альберто Минотти предложил новую версию кухни Altea для компании Maistri, основная часть которой превращается в элегантный шкаф, стоит только закрыть дверцы. За портьерами можно легко скрыть рабочее место, постирочную или гардеробную.

Кухня Altea,
Диз. Альбето Минотти для Maistri
Источник: Maistri: Prodotti

Возможность уединиться оказывается важным фактором хорошего самочувствия и психологической стабильности, а простое и быстрое поддержание визуального порядка избавляет от необходимости срочной уборки перед очередной Zoom-конференцией.

4. Дом уничтожает врагов

Человек, заботящийся о своем здоровье и желающий идти в ногу со временем, использует технологии умного дома, позволяющие сократить контакт с потенциально опасными поверхностями и снизить риск заражения. Например, если раньше люди чаще сталкивались с бесконтактными смесителями и дозаторами мыла в общественных пространствах, то теперь эти технологии становятся популярными и в домашнем интерьере. Терминалы биометрической идентификации с функцией распознавания маски на лице и бесконтактным измерением температуры тела посетителя уже востребованы в коммерческих помещениях, и при желании могут быть установлены в частном доме или квартире. 

Помимо использования технологий умного дома, на помощь приходят гаджеты, направленные на защиту как пользователя, так и окружающих от распространения инфекции: так, серия концептуальных продуктов Create Cures, разработанная дизайнерами из Китая, призвана помочь во время пандемии. Одно из устройств в этой линейке — лампа Фрэнка Чоу, стерилизующая предметы за счет ультрафиолетового излучения. Изделие оснащено подносом, предназначенным для мобильного телефона, ключей или кошелька: при нажатии на корпус активируется излучение, и специальная крышка накрывает предметы. Этот ненавязчивый и простой предмет для обеззараживания, призванный вписаться в любой интерьер и стать частью повседневной жизни людей, — не единственная идея дизайнеров. Например, они придумали маску со встроенным фильтром, которая меняет цвет с белого на черный ближе к концу срока службы, многофункциональный носовой платок, а также безопасную капсулу для работы за столом. Эта система предназначена для чистой циркуляции воздуха внутри контейнера с дополнительной стерилизацией с помощью УФ.

Лампа Френка Чоу,
Источник: Китайский дизайнер создал лампу для защиты от коронавируса | The Architect
Платок-трансформер Maskerchief,
Диз. Чэнь Минь
Источник: Дизайн против коронавируса: 6 проектов • Интерьер+Дизайн (interior.ru)
Безопасная капсула,
Диз. Benwu Studio
Источник: Дизайн против коронавируса: 6 проектов • Интерьер+Дизайн (interior.ru)

Используя технологии умного дома и гаджеты, разработанные с целью заботы о здоровье, пользователь стремится обеспечить себе и близким все более безопасные условия для жизни в условиях пандемии.

5. Мягкие обтекаемые формы

На фоне внешней опасности у людей формируется потребность в пространстве, где они будут чувствовать себя защищенными. Таким пространством становится дом, в котором уделяется большое внимание уюту и комфорту. Знаком комфорта служит эргономичная и функциональная мебель с тактильно приятными материалами и мягкими обволакивающими формами. Я предлагаю различать два понятия — уют и комфорт. Комфорт связан с удобством, а уют принципиально включает в себя некое внешнее неудобство, которое порождает романтизированное чувство безопасности. В 2020 году этим “неудобством” стала пандемия. 

 “Нам важно, чтобы владелец чувствовал себя принятым, согретым, наделенным силой”, — говорит дизайнер Рок Галпин, представивший на Лондонском фестивале дизайна в 2021 году коллекцию кресел Lugano, разработанную  для британской компании Morgan. Кресла состоят из мягкой спинки, которая обнимает пользователя, и столь же мягкого сиденья, поддерживаемого простой деревянной рамой. В этом году на Миланской неделе дизайна Катерина Соколова представила коллекцию мебели Totoro, вдохновленную мультфильмом японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки. В этой коллекции она старалась создать предметы, которые напоминали бы воображаемых друзей, которые бывают у детей. “Это дружелюбные создания, которые окружают тебя теплом и заботой. И хотя мы выросли, иногда нам просто необходимы такие друзья”, — говорит Соколова. Сидения округлых форм, широкие спинки и толстые ножки дивана и кресел отсылают к образу Тоторо — добродушного и могущественного духа, помощника и покровителя, который бы снизил тревожность во время пандемии, и с которым было бы приятно провести недели локдауна. 

Кресло Lugano,
Диз. Рок Галпин для Morgan
Источник: Диапазон сидений Lugano от Rock Galpin для Morgan — Decor Design
Мебель из коллекции Totoro,
Диз. Катерина Соколова для Driade
Источник: Totoro: коллекция мебели Катерины Соколовой | ELLEDECORATION

Насыщая дом уютной мебелью и тактильно приятными материалами, человек начинает воспринимать дом как текст, который посылает сигналы о безопасности окружения посредством различных атрибутов. Например, пушистый клетчатый плед стал знаком тепла и заботы, а мягкое кресло внушает идею защищенности. Таким образом, человек при помощи определенных интерьерных решений снижает тревожность и блокирует свой страх перед внешней опасностью.

6. Развлечения и монотонность

Люди, вынужденные много времени проводить дома, стремятся преобразить уже спланированное пространство и тем самым удовлетворить потребность в разнообразии и новых впечатлениях. В связи с этой потребностью человек начинает заполнять свой интерьер приятными и интересными вещами: в таком интерьере хочется сидеть и разглядывать окружающее пространство, находить связи между предметами и размышлять над ними. Если раньше многие люди  достаточно равнодушно относились к декорированию, считая различные картины, скульптуры, вазы и дополнительный текстиль дорогим излишеством, то во время пандемии возрос спрос как на готовый декор, так и на услуги декорирования комнаты или даже отдельной зоны. О повышенном спросе говорит статистика: один из крупнейших маркетплейсов LAMODA в своем исследовании заявляет, что в апреле 2020 года потребительский интерес к товарам этой категории возрос на 31%.

Анализ трендов позволяет предположить, какие идеи в эпоху пандемии оказались влиятельными, а также выявить ценности, которые стоят за ними . Помимо трендов, я наблюдаю пять эффектов пандемии в сфере дизайна интерьеров. Возникла потребность в приватности в связке с контролем. Необходимость долгое время находиться в одном пространстве с другими людьми поставила под сомнение тренд последних десятилетий к объединению помещений: человек во время пандемии стремится к уединению и старается выделить для себя отдельные пространства для работы и отдыха. Человек, усвоивший идею об опасности внешнего мира, стремится к обустройству дома для удовлетворения потребности в безопасности и контроле ситуации — хотя бы в пределах своей территории. Бесконтактные решения, мягкие обволакивающие формы, тактильно приятные материалы способствуют решению этой задачи.

Третий эффект, мной отмеченный, — это возросший интерес к планированию как организации времени. С началом пандемии возрос спрос на недвижимость, связанный в первую очередь с желанием выгодно вложить средства в нестабильное время. После локдауна в связи с закономерно повысившимся спросом на строительные услуги человек сталкивается с трудностью их скорой реализации и вынужденно подстраивается под график подрядчиков. 

Важно отметить четвертый момент — человек стремится реализировать свою автономность в жестких рамках ограничений перемещения. Загородные дома, дачи и коттеджи становятся особенно популярными на рынке недвижимости: возможность свободного перемещения на собственном участке стала важным критерием выбора места проживания. Человек, имеющий опыт ограничения перемещений, стремится к возможности полноценной деятельности в пределах своей территории, и важным условием здесь выступает автономность и независимость от сторонних ресурсов. 

Самый неожиданный эффект, на мой взгляд, это возрастание интереса к искусству. Человек, лишенный возможности путешествовать и получать новые впечатления привычным способом, обращается к искусству как к источнику красоты, новых смыслов и идей. 

В заключение хотела бы дать собирательный образ человека в эпоху пандемии: это тревожный индивидуалист, желающий новых безопасных  впечатлений.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
100 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя