Сергей Князев
Вы хотите стать бессмертным? Преодолеть это тонкое отличие, отделяющее нас от бога? Это несложно. И недолго осталось ждать. Если у вас в запасе имеются лет 15 биологической жизни, то у вас есть все шансы обрести бессмертие.
Цифровое бессмертие.
«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» — нашёптывают нам слова своего идейного предшественника евангелисты Большой перезагрузки на пути к Четвёртой промышленной революции. Перезагружать планируется этику. Новая нормальность – это новый взгляд на ценности. Программы типа «Нефть в обмен на продовольствие», апробированные на локальных территориях, выросли в масштабах до глобальной революции под лозунгом «Безопасность в обмен на свободу». Нефть не спасла Саддама, спасёт ли нас безопасность?
Сладкие речи манят в прекрасное будущее! Ну, разве не здорово на волнах прогресса причалить к берегу изобилия и остаться там на-все-гда?! Ещё чуть-чуть и ИИ сможет нас пародировать без каких-либо отличий от оригинала. Ещё чуть-чуть и носители информации станут столь ёмкими и малыми по размеру, что смогут вместить в себя всю нашу оцифрованную жизнь. Мы обретём новую телесность – виртуальную. Близкие не заметят подмены. Ну, разве что поначалу. Но потом привыкнут. А после станут, как мы, – цифровыми и бессмертными. Мы все станем, как боги, знающие добро и зло. Правда, это будет новое добро и зло. Какое? Давайте разбираться.
Как водится, по законам рынка, вначале бессмертие на себе опробуют мировые элиты. В силу их интеллектуального обнищания и прогрессирующей управленческой импотенции долго такой узкий сегмент потребителей не будет сохраняться вокруг «инновационного продукта». Доступа будут требовать претенденты на вхождение в элиты. Да и удешевление технологий будет давить на производителей с целью расширения сбыта и получения сверхприбылей с новых сегментов прежних непотребителей. Глядишь, лет через 15, зайдя в хозтовары у дома, можно будет там купить маленький приборчик, дарующий вот это самое чувство – «мы прямо, как боги!». Конечно, при условии выполнения необходимых требований, выдвигаемых элитой.
Чтобы этим новым критериям соответствовало население, необходимо позаботиться об адекватной новой нормальности системе образования. Нужно образовать из прежнего человека – человека нового. Homo Digitalis. Человек Цифровой.
Очевидно, что субъект управления (мировая/национальная элита) перестал справляться с объектом управления (населением). И в силу возрастания сложности объекта, и в силу деградации управленческих способностей субъекта (элиты становились всё более замкнутыми и от этого всё более подверженными действию принципа Питера). Сложность задачи управления – упростить объект – повысилась. Общество потребления не справилось: население с радостью и упоением потребляло не только секс, наркотики и рок-н-ролл, но и плоды с древа познания. Университеты становились доступнее. Информация, провозглашённая прогрессивными экономистами новым активом, фактором производства, становилась всё доступнее в полном соответствии с рыночными законами. Приватизация элитами знаний – нового актива, стараниями вовремя подсуетившихся прогрессивных экономистов пришедшего на смену информации («знания – для верхов, информация – для низов»), также провалилась (то ли в силу неосязаемости актива, утекавшего, как песок сквозь пальцы, то ли в силу одряхления элит). Возникло серьёзное искушение обыграть этот провал. Перестала иметь значение информация, перестали иметь значение знания – всё вокруг стало игрой со смыслами. В карнавале постмодернизма, как в чёрной дыре, поначалу стали исчезать смыслы. Но потом случился обратный почти неконтролируемый феномен – повальное общественное смысловоспроизводство. На арену общества спектакля вместо потрёпанного гладиатора Постмодернизма пришлось выпускать набравшего силу берсерка Трансмодернизма.
Соответствующие процессы происходили и в элитах. На смену Патриархам эпохи Модерна, после череды Трикстеров эпохи Постмодерна, пришёл Бухгалтер эпохи Трансмодерна. Это обезличенный архетип, стоящий за политическими персоналиями.
Учёт и анализ. Вот два слова, описывающие принцип управления эпохи Трансмодерна. Сам принцип известен давно. Но сейчас он вышел на новый технологический уровень своей реализации. Всех можно сосчитать. Всё можно учесть. Всё можно проанализировать. И всё это бухгалтерское пиршество стало возможным благодаря Четвёртой промышленной революции.
Анализ – основа для принятия решений. Анализ человеческой жизни – основа для принятия решений относительно социальных рамок, в которые вписана эта жизнь. Соответственно, управленческая парадигма этого Бухгалтера предполагает только один путь – измельчить человеческую сущность, сложить части в удобном порядке и упаковать в удобном формате.
Чтобы человек, при встрече с проявлениями Глобального Бухгалтера, не стал себя вести, как представитель скотного двора с козлёнком, умевшим считать до десяти, переформатируется система образования.
Смене формата способствует и потеря субъектности национальными правительствами. Кто-то теряет, а кто-то находит. И всё большую субъектность демонстрируют Корпорации. Сначала глобальные, транснациональные, но потом дело дойдёт и до «национальных». В мире трансграничного движения капитала и взаимного владения долями собственности говорить о национальных границах бизнеса уже почти не приходится. Если ранее национальные правительства по необходимости имели дело с исторически и культурно сложившимся в обществе «дайвёрсити» (а попытки приведения к единообразию порой заканчивались военными поражениями и международными трибуналами), то сейчас корпоративный мир имеет прекрасную возможность управлять этим самым «дайвёрсити» в рамках квот и норм, установленных Бухгалтером. «- А почему женщин на руководящих постах должно быть не меньше 15%?* – А кто ж его знает? Такова корпоративная политика и организационная культура!»
Создаваемые Корпорациями экосистемы, закономерно вбирающие в себя предупредительно созданные корпоративные университеты, скоро вынудят население становиться не гражданами государств, а гражданами таких вот корпораций. Паспорт (не бумажный, цифровой, конечно) жителя страны Сбер (к примеру) уже вряд ли бы кого-то удивил. Потихоньку-помаленьку все программы лояльности клиентов придут к своему логическому завершению. Родился в роддоме Сбера, ходил в детсад Сбера (пока родители работают в Сбере, конечно), потом школа Сбера, университет Сбера, работа в Сбере. И похоронен на кладбище Сбера И стал бессмертным в Сбере.
Образование в парадигме Бухгалтера строго функционально. Все должностные компетенции измерены и «оцифрованы». Все таланты определены ещё при рождении, а то и до него. Перед генной инженерией не будет никаких биоэтических проблем в новой нормальности для выращивания в прямом смысле слова талантов и гениев для Корпорации. Индивидуальная траектория карьерного развития выстроена тщательно в Департаменте управления талантами. Отклоняться от этой траектории не рекомендуется – может быть снижен социальный рейтинг. Главная цель образования эпохи Трансмодерна — приучение человека к добровольной и яростной борьбе за баллы в системе социального ранжирования, от суммы которых зависит набор получаемых благ (в том числе и цифровое бессмертие). Смысл жизни = полученный балл.
Образование будет сведено к краткосрочным курсам овладения практическими навыками в корпоративных университетах. Зато на протяжении всей жизни (long life learning). Образование будет высокотехнологично и бесчеловечно: при должном уровне развития ИИ критическое мышление массам, по мнению элит, будет совсем не нужно. Вредный атавизм, мешающий повышать социальный рейтинг. Надежда на технократию захлебнётся в потоке созданных ею же продуктов и технологий.
Это всего лишь один из сценариев. Из тех, что настойчиво продвигают элиты. Однако сейчас, в начале 2022 года, после двух лет непрерывной директивной Перезагрузки, пока ещё остаётся половина человечества, надеющаяся проскочить между Сциллой Учёта и Харибдой Анализа и остаться свободной от посягательств Глобального Бухгалтера. И эта надежда вполне может сбыться…
Сергей Князев
————————
* Как правило, при таком бухгалтерском подходе не стоит ожидать и больше 15-ти! Будет ровно 15, ни процентом больше, ни процентом меньше.