Меню Закрыть

Валерия Копанева. «Северный ветер», или в чем проблема мужчин и женщин в 21 веке?

Р ената Литвинова удивила своей рефлексивностью. По сути, её фильм “Северный ветер” — это антифеминистский манифест. Против мейнстрима идёт — это уже меня заинтересовало, потому что критиковать женщину или женские функции в современном мире может себе позволить только смелая женщина. Хотя почему-то многие подумали, что она восхваляет матриархат, но это не так… Скорее даже противоположный месседж: фильм про тоску о подлинной власти, или, как поёт Аллегрова: «Если бы ты знал женскую тоску по сильному плечу».

Традиционно в произведениях искусства мужское начало (образ отца/ Бога) — это символ власти, порядка, разума, системы. Женское начало — это подчинение, стихия, эмоция. Но что мы видим в фильме? На протяжении всего фильма Литвинова даёт пессимистичный прогноз такому конструкту, как женская власть. Это фильм-предупреждение. 

В нем показана перевёрнутая власть — она у женщин, а мужчины в их мире что-то вроде приживал, у которых нет особых функций (у них либо нет деятельности, либо она была в прошлом, либо бестолковая). Бенедикт — сын Маргариты, весь фильм страдает по умершей в начале фильма невесте, пьет и бранит жену-сестру умершей невесты. Женился по воле матери, которая думала, что он сможет полюбить её.

Другие образы мужчин в этом клане тоже не вызывают особой симпатии:

Кузен Борис — полковник в отставке.

Доктор Жгутик — хирург, который женился на одной из женщин клана и его работа заключалась в том, что он переделал нос и фигуру жене.

Секретарь Маргариты — его функция сводилась к открыванию дверей, передаче новостей.

Хьюго — сын Бенедикта и Фаины, тоже деятельности, как и у отца, нет — вечное дитя.

Вдобавок есть ещё одна фигура, которая умалчивается — это неизвестный, которого всё время ждёт Маргарита: ждёт, когда придет или позвонит. В чём проблема мужчин по версии Литвиновой? В том, что они заняты мелкими делами, копошением — микромасштабом. Они ничего не создают, ни на что не влияют, нет великих дел. Но не только мужчины заняты копошением, женщины также проедают накопленные капиталы — символические и материальные. В фильме показана потребительская модель жизни. 

https://www.intermedia.ru/news/355049

Отсюда образ Фаины, которая всё время ест, только пообедала и сразу ещё обед, а там и ужин и т. д. Примечателен эпизод, где Маргарита даёт Фаине бутылку шампанского, а та не может ее открыть. На что Маргарита разочарованно сообщает, что сестра была лучшая по открыванию бутылок шампанского. Мы видим проблему несоразмерности масштабов: на мелкие проблемы тратится много энергии, внимания и совершается не совсем адекватное количество действий для решения задачи.

Литвинова показывает нежизнеспособность такой модели: она приводит к хаосу, краху и одиночеству (к концу фильма дом весь зарос и опустел, а Маргарита осталась одна). Может возникнуть вопрос: почему так произошло? Потому что они утратили образец, образ порядка, который позволил бы систематизировать свою жизнь, управлять ей и создавать что-либо. Отсюда вечное ожидание, что придёт тот, кто спасёт, наведёт порядок, скажет как должно быть. А он всё не приходит (и не совсем понятно, пришёл ли в конце или нет).

При этом мужское начало в фильме умирает или исчезает: Бенедикт улетел на самолёте = умер. Его сын Хьюго ушёл на войну, что тоже означает смерть/ уход. Полковник исчезает, доктор Жгутик тоже. Единственный мужчина, который остаётся жив до конца — это секретарь, и то он гей, то есть быть продолжателем традиционных семейных ценностей он не может и каков его социальный вклад — непонятно.

Почему проект матриархата Литвинова показывает как провальный? Потому что у её героинь есть одна установка, которая препятствует установлению сотрудничества. Это установка на порабощение, полный захват мужчин (власти). Но при этом непонимание, как этой властью распоряжаться.

Это особенно видно в том, как героини подчёркнуто говорят «Мой Бенедикт», «Мой Хьюга». В конце Литвинова намекает на то, что таковы реалии современной России — много женского начала, даже с излишком, не хватает мужского начала, рационального и упорядоченного. Кстати, когда мы вышли из кинотеатра, то увидели иллюстрацию к фильму. Трое взрослых мужчин катили огромный цветок к эскалатору, чтобы поднять его на второй этаж ТЦ. Это уже выглядело комично. Затем перед эскалатором произошла какая-то заминка, которую они втроём решить не могли. Тогда они позвали какую-то женщину, которая сказала «Ну, ставьте на эскалатор». Они поставили, эскалатор поехал.