Меню Закрыть

Секреты самообразования

Юрий Ветютнев

Благодарим Варвару Арчакову за расшифровку и резюмирование лекции Ветютнева Ю.Ю.

Тема самообразования в наши дни пользуется невероятной популярностью. Так, все чаще можно встретить человека, читающего книгу с говорящим названием «Как стать умнее» или наткнуться на пост в инстаграм с заголовком «Я так много учусь, когда же я стану умнее?». Но, прежде чем говорить о самообразовании, пара слов о текущей ситуации в сфере официального образования. 

А ситуация эта тревожная. Это я могу сказать как совершеннолетний преподаватель, то есть педагог с 18 летним опытом работы. Когда я только начинал свою профессиональную деятельность, меня поразил ужас, творившийся в вузе, и тогда показалось, что хуже некуда. Однако я заблуждался. Теперь каждый год кажется хуже предыдущего. И речь идет не столько об организационных вопросах, сколько о сути дела: современное образование устроено так, что очень тяжело чему-то научиться. 

Тому можно найти две причины. Первая – избыток людей в сфере образования. Это государство, преподаватели, студенты, даже родители, каждый из которых приходит со своим личным проектом. Вторая – образование основано на чувстве долга. Это тупиковая стратегия, которая не позволяет создать что-то серьезное, так как чувство долга приводит к отчуждению. Потому очень популярна ситуация, когда человек учится не потому, что ему это нравится или потому что это гарантирует ему улучшение жизни, а потому что от него это требуют или он кому-то это обещал. Процесс образования превращается в имитацию: человек выполняет все, что от него требуют, однако внутренне не принимает в этом участия. Вспомните уникальный феномен, который наверняка происходил с каждым: экзамен сдан – информация забыта. 

«современное образование – это не образование в классическом понимании, а форма отложенной социализации».

Таким образом, современное образование – это не образование в классическом понимании, а форма отложенной социализации людей неподготовленных: недостаточно дисциплинированных и культурно-дрессированных. Их как бы держат на карантине, чтобы не пускать сразу в общество, так как они могут устроить хаос. 

Допустим, что в школах люди учатся дружить, в вузе – общаться, но тогда где приобрести определенный навык? Ответ прост: нет иного выхода для человека, который желает что-то уметь, кроме как строить свои собственные образовательные проекты. Иными словами – заниматься самообразованием, то есть деятельностью, в которой объект и субъект образования совпадают в одном лице. 

Путем самообразования я научился готовить, преподавать, выступать публично, писать прозу и стихи. Однако овладеть навыком игры на гитаре так и не удалось. Это объясняется тем, что было нарушено главное условие успешного процесса самообразования – целеполагание. Я не ответил на вопрос «зачем я хочу уметь играть на гитаре? Какое благо несет этот навык?». В моем случае цель заменил мимесис, то есть желание быть похожим на другого. Однако подражание – это плохая мотивация, так как это исключительно механическая динамика без признака притягательности. 

Можно предположить, что если бы я сформулировал задачу правильно, например, «нужно играть на гитаре, чтобы развлекать друзей», то освоить навык не составило бы большого труда. Однако и это неверно, поскольку в компании моих друзей уже был человек, который хорошо играл на гитаре, значит, я был не нужен со своим предполагаемым умением. Следовательно, первый секрет самообразования звучит так «учиться нужно тому, что необходимо другим людям». 

Вспомним систему музыкального образования. Учат там хорошо, однако после окончания подобных заведений малое количество людей продолжает свою деятельность в качестве музыканта. Это объясняется тем, что в обществе отсутствует социальная среда, где можно закрепить полученный навык. А образование – процесс перманентный, если прекращаешь, например, играть на гитаре, то утрачиваешь навык. Выходит, если этот навык нужен только тебе, то это неполноценно, так как человек это социальное существо. 

Не менее важным условием успешного процесса самообразования является психологическая готовность к изменениям. Обучение новому всегда затрагивает и меняет другие сферы твоей жизни. Так, обучение танцу меняет моторику движений и даже эмоциональное состояние, что влияет на перемену реакции на события окружающего мира. Однако нередки случаи, когда человек занимает защитную позицию, закрывается от обучения, желая остаться таким, каким он бы до него. Таким образом, обучение является эффективным средством в борьбе с ригидностью, то есть преодолением окаменелости.

Главный стереотип, с которым стоит расстаться, если есть желание освоить что-то новое, — это идея одиночества.  Так, еще одним важным условием успешного процесса самообразования является создание учебной группы. Например, можно собрать единомышленников и пригласить педагога. Однако это должен быть не педагог в классическом понимании, который ставит перед вами задачи, а скорее наставник, которому вы ставите задачу, и он помогает вам ее решить.  Кроме того, важно, чтобы вокруг вас были сосредоточены люди, которые тоже заинтересованы в процессе овладения навыком. Это не должны быть профессионалы своего дела, напротив, даже лучше, если это будут люди вашего уровня. Так, задача чему-либо обучиться решается тогда, когда возникает учебная среда.

Рассмотрим еще одну важную идею – научиться чему-то окончательно невозможно. Учеба – это процесс, который имеет смысл, только когда он не имеет конца. Обучение имеет смысл вне зависимости от результата, поскольку продлевает жизнь человека во времени и пространстве. Так, жизнь наставника продлевается посредством распространения в пространстве навыка, которому он обучает. Жизнь ученика продлевается во времени, так как в процессе обучения он меняется, следовательно  живет. 

Получается, что образование является способом вечной жизни.