Екатерина Выдрина, дизайнер интерьеров
Инстаграм и другие соцсети насыщенны предложениями курсов, создатели которых обещают обучить дизайну интерьеров с нуля за 1-3-5 месяцев и вывести на уровень дохода с шестизначной суммой. Часто встречаются предложения и недельных курсов, авторы которых проводят аналогию с известной компьютерной игрой The Sims, в которой пользователь строит дом и расставляет предметы интерьера для персонажей. Вот пример такой рекламы, которую я периодически встречаю в сети:
“ Я предлагаю обучение в передвигании мебели в компьютерной программке, за которое после карантина охотно платят организации…В целом эта работа называется “дизайн интерьеров”. Чтобы передвигать мебель в компьютерной программе и зарабатывать на этом, не нужно быть дизайнером или компьютерщиком, нужно делать по моей инструкции и все”.
“Как сочетать обои с мебелью и зарабатывать на этом за 1 заказ на 12 IPHONE»
“Творческая и прибыльная профессия для тех, кто обожает наводить дома уют…,часами ходить по магазину ИКЕА и представлять, как бы выглядел дом мечты, а также для тех, у кого стойкая неприязнь к зарплатам 15-25 тыс.руб. в месяц, а сидеть в офисе скука смертная. Меня не волнует, кто ты по специальности, умеешь ли ты рисовать или работать с компьютером”.
Человек, далёкий от сферы дизайна, проникается мыслью, что для деятельности дизайнера достаточно пройти такой курс и можно приступать к самостоятельным проектам. Если такой человек по каким-либо причинам решает заказать проект у дизайнера, он сталкивается с широким ценовым диапазоном на услуги и непониманием, что именно в эти услуги входит. Стоимость услуг зачастую кажется несопоставимой с заявленным в рекламе количеством времени, достаточным для освоения профессии. Так что же необходимо, чтобы стать профессиональным дизайнером, и нужно ли дизайнеру профильное высшее образование? Профильное высшее образование для дизайнера это академическое образование, полученное в ВУЗе по специальности “Архитектура”, “Дизайн архитектурной среды” или “Дизайн” по профилю “Дизайн интерьера” либо образование за рубежом по этим направлениям.
В профессиональном сообществе дискуссии по поводу необходимости высшего профильного образования не утихают до сих пор, и зачастую эти дискуссии очень эмоциональны, а мнения сторон категоричны. Я как практикующий дизайнер интерьеров с высшим непрофильным образованием стала исследовать этот вопрос, и в этой статье я хочу поделиться результатом своих размышлений.
Зарождение и развитие профессии
Профессия дизайнер интерьера появилась в России относительно недавно, в конце 80х годов прошлого века. В результате социально-экономических последствий перестройки и последующего распада СССР появилась новая прослойка людей, имеющих свободные средства и запрос на красивую комфортную жизнь и, как следствие, на специалистов, способных эту жизнь организовать, в частности, обустроить жилье в соответствии с пожеланиями и образом жизни заказчика. В нашей стране до появления понятия “дизайнер” использовались термины “художник-проектировщик”/“конструктор”, а сама деятельность дизайнера определялась как художественное проектирование/конструирование. Профессия дизайнера находится на стыке разных дисциплин, в которые включены художественная и техническая составляющие. К основным художественным дисциплинам относятся: колористика, композиция, академический рисунок, живопись, техническим — материаловедение, основы конструкций, инженерные системы. К этому списку добавляются общеобразовательные предметы, строительные нормы и правила, юридические аспекты деятельности дизайнера. Дисциплин много и для их изучения требуется время.
В ВУЗе в процессе профессиональной подготовки студенты уделяют внимание обеим сторонам профессии и изучают как художественные, так и технические дисциплины. В отличие от слушателя курсов, студент вуза располагает этим временем для постепенного освоения и приобретения навыков, многие из которых физически невозможно освоить за месяц: так, на академический рисунок и композицию выделяется не один семестр с учётом того, что для поступления уже необходим определенный порог владения этими предметами. В академической среде будущий дизайнер приобретает “насмотренность”, делает первые проекты, общается с преподавателями и получает ориентиры и инструменты для дальнейшей профессиональной деятельности. Например, для успешной сдачи курсовых и дипломной работ студенту необходимо не только качественно их выполнить, но и убедительно представить результат преподавателю или комиссии. В результате таких многочисленных презентаций студент развивает риторические навыки, а также способность логически мыслить и аргументированно отстаивать свою позицию, что необходимо при работе с реальным заказчиком. С этими базовыми навыками и знаниями дизайнер выходит из института.
Альтернативный путь
Что предлагают курсы? В зависимости от сроков и формата обучения они могут длиться от нескольких недель до полутора-двух лет. Я предлагаю различать два понятия: курсы профпереподготовки по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) и курсы частных дизайнеров, студий. После прохождения курсов ДПО выпускник получает диплом установленного образца на право ведения профессиональной деятельности, при этом для поступления необходимо среднее специальное или высшее образование. Курсы частных дизайнеров и студий дизайна может приобрести человек с любым образованием, после которых авторы могут выдать сертификат о прохождении их собственной авторской программы. Например, постоянная участница посвященных интерьеру ТВ-программ, дизайнер и декоратор Диана Балашова совместно с Анной Золотаревой ведут курс “Основы профессии дизайнера интерьеров” на онлайн-платформе ArtClever продолжительностью восемь недель. Программа рассчитана на людей, начинающих путь в профессии, а также тех, кто планирует создать проект пространства для себя. Лучший студент получает возможность консультироваться по своим проектам с Дианой Балашовой в течение полугода после окончания обучения. Студия дизайна “Geometrium” во главе с Павлом Герасимовым и Алексеем Ивановым предлагает “Базовый курс по дизайну интерьеров”, ориентированный на широкую аудиторию: новичков, изучающих профессию с нуля, выпускников профильных ВУЗов, людей, желающих переквалифицироваться из смежной специальности, и тех, кто планирует самостоятельный ремонт.
“На базовом курсе по дизайну интерьера ты не узнаешь об истории стилей и классических интерьерах. Мы научим конкретным приемам и современному стилю, в котором работает наша студия. Если тебе нравятся наши проекты, мы будем учить делать именно их” — цитата из анонса курса студии Geometrium.
Таким образом, программа и продолжительность курсов частных дизайнеров и студий не регламентируются и могут быть любыми на усмотрение авторов.
Организации, реализующие программы ДПО, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности. Содержание программы определяется самой организацией, при этом Федеральный закон № 273-ФЗ регламентирует ее минимальную продолжительность (250 часов для курса профпереподготовки) и структуру. Обычно такое обучение осуществляется либо на базе ВУЗа (Высшая школа средового дизайна при МАРХИ), либо в частных школах дизайна (Высшая школа дизайна “Детали”, Британская высшая школа дизайна). Авторы учебных программ часто предлагают урезанную часть профильного образования, которая по объёму часов несопоставима с программой ВУЗа. Например, в программе одной из известных школ Москвы на обучение основам колористики отводится 16 часов, в то время как в ВУЗе этой дисциплине отведен целый семестр. Для человека без предварительной подготовки этого времени мало для полноценного освоения предмета и приобретения конкретного практического навыка, однако такой способ обучения позволяет ознакомиться с основами профессии и самостоятельно определить для себя вектор дальнейшего развития, а не только перенять конкретные инструменты и личный субъективный опыт известных практикующих дизайнеров и студий и внедрить в работу. Сами преподаватели на курсах ДПО отмечают, что большой упор в обучении делается на самообразование, и те знания, которые предлагаются для изучения, являются скорее ориентиром для студента, а не достаточный базовым уровнем. Преподавателями и авторами учебных программ ДПО часто являются выпускники государственных архитектурных и художественных вузов страны. Так, в одной из самых известных школ дизайна Москвы — школе “Детали”, преподают архитекторы Андрей Суматохин, Татьяна Смирнова, Олимпиада Арефьева, художник и дизайнер по текстилю Анна Пронская, дизайн-критик Ольга Косырева, в Британской школе дизайна — архитектор Александр Эрман, дизайнер и историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский.
Человек, пришедший на курсы ДПО, чаще всего имеет высшее образование в другой области, опыт обучения в академической среде и высокую мотивацию к освоению новой профессии. Специалист с высшим образованием уже обладает множеством навыков, которые студенты ВУЗа только осваивают в теории, а он применил на практике и трансформировал в жизненный опыт. Кругозор, эрудиция и стремление к освоению новых областей знания являются важными качествами для дизайнера, так как мир меняется очень быстро, и важным навыком является способность отслеживать тенденции и идти в ногу со временем. Человек, решительно сменивший сферу деятельности, этим шагом уже продемонстрировал гибкость и готовность к освоению нового. Среди выпускников ведущих частных школ много практикующих дизайнеров, фотографии реализованных проектов которых публикуют известные интерьерные издания России и зарубежья. Например, среди известных выпускников школы “Детали” — Ираклий Зария, Светлана Озерова и Наталья Юнг, Надежда и Георгий Ананьевы, Ольга Эшби, Мария Пилипенко, Дина Масленникова, Современной школы дизайна — Екатерина Любарская и Екатерина Сванидзе, Екатерина Белякова и Ольга Караяни, Вадим Матевосьянц, Международной школы дизайна — Майк Шилов, Полина Пицдан.
Несмотря на это, многие дизайнеры без высшего профильного образования в начале пути часто сталкиваются с синдромом самозванца — психологическим явлением, при котором человек считает, что не заслуживает достигнутого успеха или профессиональной позиции, полагая, что окружающие ошибочно думают иначе. В формировании синдрома значительную роль играет категоричная позиция представителей профсообщества относительно образования: человек, имеющий высшее образование даже в смежной с дизайном сфере (инженер, строитель, художник) и прошедший курсы ДПО часто заочно приравнивается к выпускнику краткосрочных курсов. Любопытно, что даже среди дизайнеров с профильным образованием возникает подобная дихотомия: специалисты с архитектурным образованием имеют большее количество технических знаний и навыков, чем специалисты с образованием по направлению дизайн среды/дизайн интерьеров. Последние зачастую имеют преимущество в части художественных знаний и навыков.
А что на практике?
По окончании обучения выпускники ВУЗов и различных курсов сталкиваются с необходимостью получения практического опыта. Такой опыт можно получить разными способами, самым распространённым из которых является трудоустройство в студию на должность стажёра или помощника дизайнера. В студии начинающий дизайнер работает над реальными проектами под руководством наставника или старшего дизайнера: сначала ему поручают производить обмеры объектов, решать несложные проектные задачи и выполнять рабочую документацию. Затем по мере наработки опыта задачи усложняются, добавляются выезды на стройки и общение с заказчиками. В зависимости от студии формат взаимодействия может отличаться, но принцип от простого к сложному сохраняется. Недавно в одном из профессиональных чатов в Telegram дизайнеры обсуждали ситуацию участницы чата — начинающего дизайнера, которая при работе в студии допустила ошибку в раскладке плитки и ламината на чертеже и спрашивала, должна ли она оплачивать стоимость материалов и работы строителей для исправления на стройке. Активные участники чата поделились опытом и пришли к заключению, что если дизайнер допустил ошибку, устранение которой повлекло за собой финансовые затраты, в зависимости от внутреннего регламента студии стоимость этой ошибки либо делится пополам между начинающим и старшим дизайнером, либо полностью возлагается на старшего дизайнера или бюджет организации. Редко начинающий дизайнер оплачивает всю сумму. Таким образом, начинающий дизайнер получает опыт ведения реальных проектов в достаточно безопасных условиях. Помимо работы в студии, начинающий дизайнер может получать опыт самостоятельно при ведении сразу своих собственных проектов, в этом случае ответственность за ошибки и их последствия полностью возлагается на него. Часто такой опыт обходится очень дорого, особенно если дизайнеру не хватает технических знаний. Так, если дизайнер не учел толщину отделки стен и заложил в проект мебель определенного производителя, например, шкаф ПАКС от ИКЕА, для встраивания в нишу, то при реализации может оказаться, что он не помещается в подготовленное для него пространство. Если дизайнер дорожит своей репутацией и отношениями с заказчиком, то он может компенсировать стоимость уже оплаченного шкафа и/или разделить с заказчиком стоимость нового изделия. И, если не подошедший шкаф можно попробовать вернуть или продать по сниженной стоимости, то новое изделие придется оплачивать самостоятельно.
Дизайнер, осознающий недостаток опыта и знаний и при этом желающий сразу работать над своими проектами, может обратиться к более опытным коллегам для разовых консультаций или помощи в реализации проекта. Например, дизайнер Марина Рублева предлагает услугу наставничества для этих целей, а на сайте студии дизайна Geometrium опубликован список репетиторов, к которым можно обратиться по различным вопросам. Если же дизайнер обладает обширными техническими знаниями, это значительно снижает вероятность дорогостоящих ошибок на стройке и способствует продуктивному диалогу со строителями. Опытные дизайнеры интерьеров, отдающие предпочтение технической составляющей профессии, допускают возможность ведения успешной деятельности дизайнера человеком с высшим техническим, то есть непрофильным, образованием, дополненным художественными навыками.
Часто строители, некоторые представители профсообщества и люди, не связанные со сферой дизайна пренебрежительно называют продукт проектной деятельности дизайнера «красивыми картинками», подчёркивая вторичность художественной составляющей дизайна. Такой перекос приводит к обесцениванию всей профессии, поскольку для того чтобы создать и реализовать не только функциональный и технически грамотный, но и красивый гармоничный интерьер, дизайнер обращается к знаниям из множества дисциплин: колористики, композиции, истории архитектуры и искусства, а также применяет навыки разработки художественного образа, размышляет над идейной составляющей проекта. Таким образом, при пренебрежении художественной составляющей проекта деятельность дизайнера сводится к умению грамотно осуществить стройку, с чем справляются квалифицированный прораб и узкоспециализированные инженеры. Сейчас в сфере дизайна интерьеров появилось понятие «технический дизайн», под которым подразумевается разработка технической составляющей проекта без привязки к художественной. Такой подход в корне неверен и противоречит самому понятию дизайна как художественному проектированию, а также часто приводит к трудностям в реализации: техническая часть делается с привязкой к некой условной мебели и отделке, и при дальнейшем наполнении интерьера конкретной мебелью и материалами возникают проблемы. Например, если дизайнер указал на чертежах розетки в спальне с привязкой к условным прикроватным тумбочкам, а заказчик впоследствии решил вместо одной из них поставить высокий комод, то комод перекроет эти розетки и пользоваться ими будет невозможно. В этом и подобных, к сожалению, часто встречающихся случаях, заказчик чувствует себя обманутым и формирует негативное представление о дизайнере. Тем не менее многие практикующие дизайнеры и студии предлагают такую услугу.
Помимо обозначенного вопроса, словосочетание «красивые картинки» используется с целью указать на распространенную проблему технической нереализуемости изображения. Интернет, в частности, сайт Pinterest, переполнен технически нереализуемыми изображениями интерьеров, авторами которых являются либо неквалифицированные дизайнеры, либо визуализаторы, создающие себе красивое портфолио, демонстрирующее уровень владения программой трехмерной визуализации и даже не предполагающие реализовывать изображенный интерьер. Технически грамотный человек, далекий от сферы дизайна, видит нереализуемые изображения и формирует негативное мнение о дизайнерах в целом.
А как иначе?
Во многих штатах США деятельность дизайнера лицензируема, и для получения лицензии необходимо сдать экзамен Национального совета по квалификации дизайнеров интерьера NCIDQ, результаты которого признаются всеми штатами. Человек, желающий сдать экзамен, должен иметь степень бакалавра в области дизайна интерьера, а также приблизительно двухлетний опыт профессиональной деятельности. Кандидаты, не имеющие степень бакалавра, должны иметь больший стаж работы, подтверждаемый документально. В результате такая практика сказывается на взаимодействии клиент-дизайнер: дизайнер по умолчанию воспринимается как профессионал, которому стоит доверять. В России ввиду размытого представления о работе дизайнера и отсутствия стандартов профессии клиент часто относится к дизайнеру с недоверием. В 2021 году дизайнер и владелец студии дизайна и онлайн-школы Станислав Орехов с командой единомышленников разработал проект стандартов профессии, ориентируясь на свой опыт и видение работы, и представил его в Министерство труда. Этот проект вызвал активные дискуссии среди практикующих дизайнеров, значительная часть которых выступила против стандартов в том виде, в котором их предлагает автор, и подписала петицию с просьбой отложить рассмотрение. Предлагаемые стандарты основаны на субъективном опыте, который авторы предлагают распространить на все профессиональное сообщество. Так, например, согласно этому документу устанавливаются требования к порядку работы над проектом и его содержанию, которые у каждого дизайнера индивидуальны и зависят от многих факторов, в частности, от потребностей заказчика и договоренностей с ним. К обсуждениям подключились юристы, специализирующиеся на работе в сфере дизайна интерьеров, например, юрист Наталья Гергель подробно освещала эту тему в своем Instagram-аккаунте.
В заключение я предлагаю обращать большее внимание на конкретные знания и навыки компетенции дизайнера, необходимые для успешной реализации проекта, нежели на наличие профильного высшего образования. Так что же должен знать и уметь профессиональный дизайнер интерьеров? Выделю некоторые основные, на мой взгляд, компетенции:
- знание истории дизайна и истории архитектурных стилей, колористики и композиции;
- знание норм эргономики и текущего законодательства в сфере перепланировок;
- умение читать и разрабатывать рабочую документацию;
- ориентация на рынке современных отделочных материалов, мебели и освещения;
- владение навыком бюджетирования проекта;
- владение навыками деловой коммуникации;
- знание юридических аспектов работы дизайнера;
Профессиональный дизайнер отличается от начинающего или самозванца умением не только разработать, но и реализовать гармоничный, функциональный и идейно содержательный интерьер технически грамотно и с учетом пожеланий и образа жизни заказчика. Приобрести необходимые для этого компетенции можно разными способами, и получение профильного высшего образования — отличный, надежный, но не единственный из них.