Автор статьи: Пеннер Регина Владимировна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета
Представьте себе круп белой лошади, что занимает все пространство вашего экрана. Затем камера меняет фокус; это не лошадь, это единорог. Он разгуливает по офисному пространству, между рабочими столами и столами для тенниса, между диванами и обеденной зоной. Все это происходит под ненавязчивую соул-композицию «Happy Man» в исполнении «Jungle». Что это? Сказка, становящаяся былью? Работа наконец стала местом воплощения всех мечт? Но не все так просто. Не проходит и минуты, как рог отлетает, ведь он был просто приделан к лошади. В мгновение ока прежний символ сказки, бывший рог не существовавшего единорога, распадается на множество осколков. Кажется, что сказке конец. Но это начало; приведенное выше дескрибирует заставку сериала «WeCrashed».
В 2022 г. на разных стриминговых платформах вышли три сериала. Это «Inventing Anna» (в официальном переводе на русский – «Изобретая Анну») от Netflix, «The Dropout» («Выбывшая») от Hulu и «WeCrashed» («Не сработало») от Apple TV+. Во всех работах своей игрой нас радуют известные артисты: Джулия Гарнер и Анна Кламски в первой, Аманда Сейфрид и Стивен Фрай – во второй, Энн Хэтэуэй и Джаред Лето – в последней.
Идеи каждой из трех работ базируется на реальных событиях: мошенничество Анны «Дельви» Сорокиной, раскрытое в Нью-Йорке в 2017 г.; мошенничество Элизабет Холмс, основателя «Theranos», компании по разработке инновационного оборудования для анализа крови, что прекратила свое существование в 2018 г.; и пропаганда основателя WeWork, корпорации из сферы недвижимости, Адама Неймана, что граничила с мошенничеством.
В этих работах нам приоткрывается завеса во внутреннюю кухню из жизни гения. Случайный взгляд на эту «кухню» дает картинку неординарных и харизматичных лидеров, тех, кто хочет изменить этот мир и, наверное, что-то в нем меняет. В риторике персонажей различаются и даже разделяются два мира, «старый» (т.е. тот, что существовал до их изобретения или разработки) и «новый» (тот дивный, что будет существовать после). Этот новый мир имеет простые маркеры: он открыт для новых творческих решений тесных кругов из элиты и являет собой свободное арт-пространство для г-жи Сорокиной; он содержит технологии, что своевременно прогнозируют болезнь и спасают жизни наших близких для г-жи Холмс; что подобен дому, который сопровождает меня всегда и везде (в особенности – на работе), то пространство, что формирует осознанность (consciousness) в отношении человека к миру для г-на Неймана. Незадача лишь в том, что живут эти гении в капиталистическом мире. У этого тезиса есть, как минимум, два следствия: первое – для реализации гениальных идей нужны деньги; вторая – эти идеи сами должны приносить деньги. Во всем этом наблюдается то, что мы остаемся с простейшей истиной: мир ты, конечно, улучшай, но и о собственном животе не забывай. А свой «живот» всякий раз оказывается все-таки как-то ближе и роднее.
Вообще идея радикального преобразования и даже преображения мира для философии и отдельных философов давно является близкой. Еще старик Платон строил свое государство не на том, что дают титулы и статусы, но на том, что недоступно простому взгляду, что кроется в душе человека, связано с космическими эйдосами. Как мы помним, попытка построения государства, управляемого мудрецом, в Сиракузах у него провалилась, зато близ Афин он заложил фундамент своей академии. Августин Блаженный звал нас в Царство Небесное, вхождение куда возможно и на земле, посредством веры и церкви. Наверное, этот дуэт не будет полон без «щепотки» материализма. Конечно, К. Маркс верил в светлое коммунистическое будущее, где не будет места господам, а в совместном труде люди станут братьями друг другу. В основе каждой из представленных теоретических концепций лежит безусловная вера их авторов в идею светлого будущего. Нельзя утверждать то, что они только мечтали; они методично реализовывали свою мечту в отдельных шагах: академия Платона, церковный приход Августина Интернационал К. Маркса. Вместе с тем, их действия невозможно вписать в смысловые рамки неблагозвучного англоязычного «fraud»; они не были мошенниками, они – признанные большие мыслители. Ну, или им просто повезло несколько больше, нежели нашим сериальным прототипам.
Кажется, что в философском контексте понятия нормы и нормативности гибкие, а оттого неясные, рыхлые. Нормативность исходит из социальной, культурной или моральной рамки. Как у В. Маяковского, отец демонстрирует вопрошающему крохе сыну границу между хорошо и плохо на конкретном поведении «правильного» ребенка, октябренка. Факт здесь в том, что граница эта онтологична, а вот наше к ней отношение интерпретативно. В размышлениях вслух Э. Холмс вопрошает: если правду не говорить, то это действие с необходимостью маркируется как ложь?.. Супруга А. Неймана, Ребека, в свою очередь, утверждает, что манифестация благостного будущего предопределяет elevated (поднятое / возвышенное) настоящее. Когда ты о чем-то молчишь или созидаешь свои иллюзии – это нормально, это нормативно, но ни хорошо, ни плохо. Анормативным это становится тогда, когда ты включаешь в свои иллюзии другого, не раскрывая перед ним всех карт. Это может маркироваться как «нормально» или даже «здорово», «чудесно» длительное время. Но мы же взрослые люди; мы знаем, что прилепленный «единорогу» рог рано или поздно отвалится и распадется на тысячи осколков.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект).