Меню Закрыть

Игра как метод работы со страхом публичных выступлений

Виктория Баталина

Можно ли находиться в модусе серьёзности, когда ты на сцене? С одной стороны, конечно, можно. А с другой — а какое это будет выступление?
Есть же в общении сложившийся устойчивый речевой оборот «актёр играет».

Почему не стоит быть «серьёзным» во время выступления? Говорят же родители своим детям «будь серьёзнее», когда те приступают к какому-либо делу. Почему со сценой так не работает?
На базе собственного опыта актёрской игры (без специального образования!), практической работе с клиентами во время фотосессий
и нахождения на сцене мною было замечено некоторые вещи.
Например, когда вы на сцене пребываете в модусе серьёзности, вы просто не сможете выступить. Почему?

Чаще всего — вы постоянно будете думать о себе: что о вас подумают другие или как вы смотритесь. А вдруг слишком по-дурацки выглядите. Вы же серьезный человек. Т.е. деятельность ваша направлена не на донесение идеи, а на самого себя.
Пример из личного опыта: в 2021 году автор этой статьи выступил как спикер на круглом столе в рамках проекта магистратуры Интеллектуальных Сред.
Из-за того, что были переживания на тему того: «Что они обо мне подумают», выступление было настолько плохим, что меня не было просто слышно. Страх показаться легкомысленной и неподготовленной настолько поглотил, что лишил голоса.

А когда вы находитесь в модусе (оно же — состояние) игры, то вы выходите из тех рамок, что вгоняет «серьёзное» состояние. Вы же не «серьезно» это делаете, а «понарошку». И, таким образом, вы сможете донести зрителю идею, которую вы хотите продемонстрировать.
И снова — пример из личного опыта.


В апреле этого года был пластический спектакль студии Самовыражения, где удалось поучаствовать. Вашему автору досталась роль девушки, соблазняющей парня. В этот раз не было мысли о том, что обо мне подумают. Произошла смена фокуса внимания (об этом важном моменте чуть ниже). Это была игра на сцене. И я позволила себе не относиться к этому «серьёзно».
Спектакль состоялся. Действия во время игры не забылись. Было волнительно? Да. Но так как с самого начала была заложена мысль себе, что это игра и всё это — «несерьёзно», страх не овладел настолько, как это было в первый раз, что у меня пропал голос.

Также важный момент в игре — это безопасность.
Игра возможна, когда вы чувствуете себя в безопасности.
Хороший пример, когда люди чувствовали себя в безопасности, потому что не знали о масштабе своей роли — фильм «Игра Эндера» режиссера Гэвина Худа.
Студентам внушили, что последний экзамен — это игра, где надо было спасти Землю. В конце они узнали, что это не было экзаменом и они действительно спасли планету.
Режиссер нам намекает, что никто не знает, как молодые ребята смогли бы справиться с задачей, если бы изначально им обозначили груз ответственности.

Получается, «состояние серьёзности» — это груз давящих рамок поведения и возникновения чувства ответственности. Когда мы играем, мы раздвигаем давящие рамки. Как войти в состояние игры на сцене? Сменить фокус внимания. Например, увлечься происходящим.
В личном примере с пластическим спектаклем удалось войти в роль, потому что цель была — прожить момент соблазнения, а не выступить хорошо. Т.е. увела себя от страха «а что, если выступлю плохо». Неважно, тут началась другая игра, и она была безболезненной, так как риски были минимизированы (роль была известна заранее).

Чаще всего неуверенное поведение в публичных выступлениях связаны со страхами. Это могут быть разные страхи, в статье приведен страх осуждения другими. Природа у этих страхов одна — страх смерти.
В древности человек не мог выжить в одиночку, поэтому мы до сих пор испытываем зависимость от мнения окружающих.
Осознав, что мы живем не в первобытном обществе, нам не грозит смерть даже, если наше выступление не найдет отклик, можно изменить свое отношение к публичным выступлением. А игра — это один из методов работы со страхом. Потому что во время игры мы понимаем, что «не умрём», что это «несерьёзно».