Меню Закрыть

Искусство против природы: холодная блондинка Альфреда Хичкока

Дмитрий Скворцов, Анастасия Торопова

Если вы смотрели несколько фильмов Альфреда Хичкока, то наверняка обратили внимание на повторяющийся женский образ холодной блондинки, который стал архетипическим в его творчестве.

Эти холодные блондинки далеки от широко транслируемого образа глупенькой блондинки, которыми полна поп-культура — Мерилин Монро, Памела Андерсон, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и прочие.

Этот типаж хичкоковской героини воплощает в себе противоположные качества — красоту и опасность, сексуальность и эмоциональную отстраненность. Она привлекает зрителей и героев фильмов своей загадочностью и холодной элегантностью, но под её внешней безмятежностью скрываются сложные эмоции и внутренние конфликты, за которыми зритель наблюдает на протяжении фильма.

Холодная блондинка кажется невозмутимой и неэмоциональной. Она редко проявляет свои чувства, что создает вокруг неё ауру загадочности и отчужденности. Холодная блондинка Хичкока — это не просто персонаж, а целая концепция, которая раскрывает темы контроля, желания, страха и идентичности. Её образ — это символ загадочности, опасности и скрытой силы.

Для создания такого образа Хичкок выбирал актрис с классической, аристократичной внешностью — светлые волосы, изящные черты лица, строгий стиль одежды. Эта внешность воплощает идеал недосягаемой красоты. Он работал с актрисами, которые стали знаковыми для его фильма в роли холодных блондинок — Грейс Келли, Ким Новак, Тиби Хедрен, Ингрид Бергман и прочие.

Героини Хичкока умны и сообразительны, часто играя важную роль в развитии сюжета. Они стремятся контролировать ситуацию и свои эмоции, что делает их непредсказуемыми и интригующими. Они часто оказывается в центре трагических или опасных ситуаций. Её присутствие в сюжете маркирует фатальные события, которые она либо провоцирует, либо переживает.

Возьмем три фильма — «Головокружение», «Птицы» и «Психо» — в которых холодные блондинки играют ключевые роли, каждая из которых вплетена в сюжет с особой функцией и символикой. На этих примерах раскроем концептуальную героиню Хичковка — посмотрим как ведут себя эти героини и какова их роль в каждом из фильмов.

«Птицы» (1963)

Героиня: Тиби Хедрен в роли Мелани Дэниэлс

«Птицы» рассказывает историю Мелани Дэниэлс, молодой светской львицы из Сан-Франциско, которая приезжает в небольшой городок Бодега-Бэй, чтобы сделать сюрприз мужчине, с которым познакомилась в зоомагазине, Митчу Бреннеру. Неожиданно город подвергается необъяснимым и жестоким атакам птиц, которые начинают нападать на людей без видимых причин. Ситуация быстро ухудшается: птицы становятся всё более агрессивными и смертоносными. Жители города пытаются спастись, но их усилия оказываются напрасными, и насилие со стороны птиц только нарастает.

Мелани Дэниэлс — красивая, независимая женщина с утончёнными манерами, привыкшая к роскошной жизни. Она действует хладнокровно и решительно, даже когда сталкивается с необъяснимыми нападениями птиц. В начале фильма её персонаж кажется игривым и даже легкомысленным, но по мере развития сюжета Мелани проявляет стойкость и смелость.

Мелани становится катализатором событий, которые приводят к началу нападений птиц. Её приезд в Бодега-Бэй словно запускает цепочку необъяснимых и угрожающих событий. В отличие от стереотипного образа холодной блондинки, её роль не сводится только к визуальной привлекательности; она является активным участником сюжета, что подчеркивает её сложный и многослойный характер. Мелани становится символом внутренней силы и стойкости перед лицом необъяснимого хаоса, который, возможно, она сама иррациональным образом спровоцировала.

Не забываем, что Хичкок был большим поклонником психоанализа, и потому фильм “Птицы” можно рассматривать психоаналитически, как темную агрессивную энергию, поднявшуюся в тот момент, когда красивая Мелани прибыла в город. Птицы в фильме появляются без объяснения причин, что усиливает ощущение неопределённости и ужаса. Это может символизировать страх перед неизведанным и непредсказуемым, которые могут затронуть даже тех, кто кажется внешне уверенным и неприкосновенным. Мелани как холодная блондика олицетворяет идеализированную, но неустойчивую реальность, которая внезапно сталкивается с непредсказуемыми и разрушительными силами. Мелани, как независимая женщина, возможно, сталкивается с общественным сопротивлением и внутренними конфликтами, которые проявляются в форме нападений.

«Психо» (1960)

Героиня: Джанет Ли в роли Мэрион Крэйн

Фильм начинается с того, что Мэрион Крэйн, секретарша из Финикса, крадёт 40 000 долларов у своего работодателя и решает скрыться. Во время побега она останавливается в отдалённом мотеле, управляемом тихим и странным молодым человеком по имени Норман Бейтс. Норман живёт со своей матерью, которая, как он утверждает, контролирует его жизнь.

Мэрион Крэйн начинает фильм как сильная, решительная женщина, которая принимает радикальное решение украсть деньги и начать новую жизнь. Несмотря на хладнокровие при принятии такого решения, она вскоре испытывает угрызения совести и планирует вернуть деньги. В мотеле она проявляет спокойствие и дружелюбие, но её судьба решается внезапным и жестоким убийством.

Мэрион выполняет роль ложной главной героини. Её убийство в середине фильма ломает все зрительские ожидания и становится одним из самых шокирующих моментов в истории кино. Её образ холодной блондинки подчеркивает контраст между её внешним спокойствием и внутренними страхами и моральными дилеммами.

«Головокружение» (1958)

Героиня: Ким Новак в роли Мадлен Элстер / Джуди Бартон

Фильм рассказывает историю бывшего детектива Джона «Скотти» Фергюсона, который страдает от акрофобии (боязни высоты) и чувства вины из-за инцидента на работе, приведшего к гибели коллеги. Скотти нанимает его старый друг Гэвин Элстер, чтобы следить за своей женой Мадлен, которая ведёт себя странно и одержима образом своей прабабушки, Карлотты Вальдес. По мере того, как Скотти следит за Мадлен, он влюбляется в неё, но его страх высоты мешает ему спасти её, когда она, кажется, совершает самоубийство, бросившись с колокольни. Позже Скотти встречает женщину по имени Джуди Бартон, которая ведет себя как простушка, но поразительно похожа на Мадлен. Скотти начинает её преображать, чтобы она выглядела как Мадлен…

Эти две девушки — воплощение мифа о двух Афродитах из диалога Платона “Пир”. В «Пире» Платона упоминается миф, которые представляют собой два аспекта одной и той же богини любви: Афродита Урана — Небесная Афродита — связана с идеальной, духовной любовью, которая поднимает душу к высшим сферам. Эта Афродита символизирует более высокие, интеллектуальные и духовные аспекты любви и красоты. Вторая — Афродита Пандемос (Земная Афродита) ассоциируется с более земной, плотской любовью, которая направлена на физическое влечение и удовлетворение. Эта Афродита представляет собой более приземленные и чувственные аспекты любви.

Мадлен Элстер и Джуди Бартон представляют собой два разных лица одного и того же персонажа, как две Афродиты. Мадлен — это идеализированный образ, который манит Скотти своей загадочностью, недоступностью и романтическим ореолом. Она напоминает Афродиту Урану, идеальную и недосягаемую, представляемую в глазах Скотти как символ высшей любви и красоты. А Джуди Бартон — это настоящая женщина, земная, плотская, приземлённая, которая изначально играет роль Мадлен, чтобы обмануть Скотти. В этом смысле она близка к Афродите Пандемос, воплощая более реальный, физический аспект любви и отношений.

В фильме Хичкока также происходит столкновение между идеальным образом (Мадлен) и реальностью (Джуди). Скотти одержим идеализированным образом Мадлен, в то время как Джуди, реальная женщина, сталкивается с внутренними конфликтами и проблемами, связанными с этим несовпадением, которое живет в душе Скотти.

После того как Скотти обнаруживает, что Джуди Бартон была частью заговора, организованного Гэвином Элстером, и что она на самом деле является Мадлен Элстер, Скотти решает восстановить её в образе Мадлен. Он хочет воссоздать идеальный облик, который был для него символом красоты и совершенства, и который он был одержим в течение всего фильма. Скотти привозит Джуди в небольшой гостиничный номер, где у него подготовлены все необходимые материалы для изменения её внешности. В этой сцене он проявляет абсолютный контроль над Джуди, требуя от неё, чтобы она снова стала похожей на Мадлен. Скотти заботится о каждом деталях процесса: он выбирает нужный оттенок краски для волос, помогает Джуди с косметикой и одеждой. Этот процесс подчеркивает его стремление восстановить образ Мадлен, который он идеализировал и который стал для него источником одержимости. Как только Джуди превращается в Мадлен, Скотти начинает видеть её как идеализированный объект своей любви. Этот момент символизирует его полное подчинение иллюзии, которую он создал в своём сознании. Джуди, которую принуждают снова играть роль, чувствует себя всё более угнетённой и подавленной. Она становится живым воплощением идеала, созданного Скотти, но её истинная сущность остаётся скрытой под маской.

В фильме Хичкока также происходит столкновение между идеальным образом (Мадлен) и реальностью (Джуди). Скотти одержим идеализированным образом Мадлен, в то время как Джуди, реальная женщина, сталкивается с внутренними конфликтами и проблемами, связанными с этим обманом. В этом фильме видна амбивалентность красоты. С одной стороны, Джуди ощущает давление со стороны Скотти, который насильно модифицирует ее внешность и поведение, но он сам становится жертвой того ускользающего образа Мадлен, который сильнее нее.

Общая функция холодных блондинок у Хичкока заключается в том, чтобы играть с ожиданиями зрителей, вводить их в заблуждение и добавлять глубину сюжетам через многослойность их образов. Эти героини являются ключевыми элементами интриги и символизируют разные аспекты человеческих страхов, желаний и иллюзий.

Хичкок на киноэкране конструирует образ естественных и искусственных женщин. Искусственность сочетается с опасностью — эти блондинки оказываются в беде, или являются психически нестабильными и даже безумными, так как абсолютная красота во плоти недостижима. Это подчеркивается цветом волос платиновых блондинок, который неестественен, нанесенным макияжем, строгостью форм их нарядов — все это подчеркивает их неестественность. Как только она стремится к земному воплощению, это порождает ситуацию опасности, приводит к тревоге, преступлению, смерти. Но злой рок красоту не уничтожает, а прячет. Красота неприкосновенна как идея, как только она получает земную оболочку — она начинает искажаться или притягивать зло. Это можно объяснить с христианским мировоззрением Хичкока, для которого чистая земная красота греховна. Идея красоты “пачкается” об этот мир. Мужчина в фильмах Хичкока — созерцатель женской красоты, Да, он, с одной стороны, объективирует женщину (самый яркий пример — “Головокружение”), занимая активную агрессивную позицию. Но, с другой стороны, он находится в плену собственного объективированного желания. Творчество Хичкока показывает параноидальную логику отношений мужского и женского, парадоксального сексуального объективирования, когда оба актора этой пары обладают мерцающими и сменяющимися субъектно-объектными отношениями. Не понятно кто кем управляет.

Хичкок — продолжатель уайльдовской традиции противопоставлять природу и искусство, где искусство явно выигрывает. Холодная блондинка подобна кинематографической реальности: она подобна грезам, которые чаруют и околдовывают, заставляя на время забыть о тяжелой действительности.

Дмитрий Скворцов:

ТГ — https://t.me/dmitriskvortsov «Что мы узнали сегодня»

Архив подкастов — https://smotrim.ru/person/350260

Анастасия Торопова:

Youtube канал — Анастасия Торопова

ТГ — https://t.me/bluetekelili «Анастасия Торопова»

ВК — https://vk.com/ya_est_atanasija