Ярославна Земцова
С удовольствием читаю диалог Платона «Тимей». Наслаждаюсь идеей о том, что демиург возвел души на звезды как на некие колесницы, установив, что первое рождение для всех душ будет одинаковое, «дабы ни одна из них не была им унижена» [1].
Как прекрасно, думаю я, вот оно — равенство, равенство «мужского и женского» от Платона, о котором спорят ни одну сотню лет… И тут, дорогой Платон выливает на меня ушат холодной воды, поскольку, говорит он, «человеческая природа двойственна, лучшим будет тот род, который некогда получит наименование мужей». И далее моему возмущению уже нет предела: «тот, кто проживет отмеренный ему срок должным образом, возвратится в обитель, соименной ему звезды и будет вести блаженную, обычную для него жизнь, а тот, кто этого не сумеет, во втором рождении сменит свою природу на женскую». То есть воплотиться в мире в качестве женщины мыслится философом как некое наказание, как нежелательное, но возможное путешествие души в земной жизни.
Я буду спорить с тобой, Платон! И в качестве помощника в этом споре я выбираю Анри Матисса. Да, Платон, Анри всегда вдохновляли женщины. И именно поэтому на одной из самых знаменитых своих картин он запечатлел танцующих в кругу женщин, своеобразный хоровод, летящий над холмом. В восточном миропонимании идея круга соотносится с представлением о цикличности времени. Круг символизирует цикл жизни, танец творения.
Женщина как проявление творческой энергии Вселенной, объединяет в этом танце прошлое, настоящее и будущее. В круге все равны, но не одинаковы. Круговорот жизни, в котором каждый танцор выбирает определенную линию поведения, формирует свою стратегию жизнедеятельности и социального взаимодействия.
Пространство изображается довольно условно, и создается впечатление, будто танцоры парят между небом и землей, причем Матисса привлекает именно «небесный танец» — об этом свидетельствует расположение фигур танцующих, большая часть которых изображена на синем фоне. Таким образом, Матисс расширяет пространство бытия людей, напоминая о том, что человеку в тот или иной момент жизни становится доступна запредельная небесная сфера, в которую можно совершить прорыв, оказавшись в потоке творчества, а проводником в эту небесную сферу становится женщина.
В женщине бурлит энергия, и Матисс передает это ощущение прежде всего через цвет – дикий, сочный, яркий, лишенный каких бы то ни было полутонов, игры света и тени. Фигуры танцующих окрашены в красный – цвет жизни, борьбы, активности, движения, который способен не просто найти отклик в душе зрителя, но и вызвать сильные эмоции, способен пробудить смотрящего и наполнить энергией для реализации творческих проектов.
Танец — это ритм, ритм творчества, который структурирует мир, вносит порядок в хаос, создает новые реальности, превращает пустоту в нечто материально-осязаемое. Платон далее рассуждает: «Телесным, а потому видимым и осязаемым — вот каким надлежало быть тому, что рождалось. Однако видимым ничего не может стать без участия огня, а осязаемым — без чего-то твердого, твердым ничего не может стать без земли». Мать — земля — одна из ипостасей женщины, она рожает и находится в постоянном развитии, поглощая время, увеличивая его плотность через созидание, через воплощение, через создание смыслов, через материализацию идей.
Женщина — это звезда, освещающая и вдохновляющая, излучающая и согревающая. Советский астрофизик Николай Козырев писал о звездах как о «машинах, которые перерабатывают какой — то неизвестный вид энергии». Какой образ возникает в вашем воображении, когда вы слышите слово «машина»? Не стоит представлять ее буквально как какую-то BMV … Напротив, это необычный по форме и цвету механизм, который скрывает сложнейшие процессы переработки и аккумуляции энергии.
И, задаваясь вопросом о том, где же звезды берут эту энергию, которую они излучают — ученый приходит к выводу о том, что источником этой энергии является ход времени. Черпать энергию из хода времени — это так красиво, это так интригующе, это так по — женски! «Время — непрерывный поставщик энергии во Вселенную», – это открытие Козырев считал одним из главных в своей жизни. Он говорит о времени как о творческой силе Вселенной, а творчество это и есть не что иное как структурирование мира, это процесс созидания, противостоящий хаосу.
Время никогда не останавливается, не исчезает, меняя только плотность — сжатие и растяжение, которое зависит от деятельности человека, его увлеченности, его готовности «поработать» для вечности, оставив после себя воплощенные идеи. Мир сверкает неисчерпаемым разнообразием, и все события прошлого, настоящего и будущего связаны через особую субстанцию — время, и женщина, как активный участник мироздания, пропуская и аккумулируя внутри себя энергию времени, способна создавать новые миры, чудесные встречи, которые навсегда меняют преставление о привычном обыденном…
Список литературы
Платон. Тимей. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 // Философское наследие, т. 117. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1994.