Домой Выпуск №1 Александр Заиченко. Дикая еда

Александр Заиченко. Дикая еда

281
0
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Roses_of_Heliogabalus.jpg
3 4
Read Time:4 Minute, 40 Second

«А этот ужин был нескорым,

Подобно пиру, за которым

Мы празднуем дни Рождества.»

Кретьен де Труа

И люди, и боги любят пиры. Какой же пир без вкусной еды? И какие ассоциации в нашем воображении порождает слово «пир»? Попробуем в этом разобраться. Конечно, в первую очередь образы, возникающие в сознании, отсылают нас к эпохам древним и легендарным: к пирам древнего Рима, устраиваемым знатными римлянами, такими как полководец Луккул или богач Апиций, или известными каждому до наших дней императорами Клавдием, Калигулой, Нероном, роскошь пиров у которых не могла сравниться ни с чем больше, где столы ломились от изысканных даров природы со всей империи, и в некоторых случаях кулинарные эксперименты даже обретали черты декаданса. Гай Светоний Транквилл писал о пирах императора Калигулы, что он “про­гла­ты­вал дра­го­цен­ные жем­чу­жи­ны, рас­пу­стив их в уксу­се” и “пода­вал гостям хлеб и куша­нье на золо­той посуде, при­го­ва­ри­вая, что «жить сле­ду­ет либо во всем себе отка­зы­вая, либо «по-цезар­ски»”. Масштаб пиров императора Клавдия также был упомянут Светонием в “Жизни двенадцати цезарей”: “Он часто зада­вал вели­ко­леп­ные пиры, почти все­гда в обшир­ном поме­ще­нии, так что за сто­лом воз­ле­жа­ло сра­зу до шести­сот пер­сон.” Другие образы пиров вызывают воспоминания из легенд викингов о Вальхалле, где лучшие из воинов вкушали мясо дикого вепря Сехримнира, как описано в “Старшей Эдде” словами:


“Андхримнир варит

Сехримнир-вепря

в Эльдхримнир-чане —

мясо прекрасно,

но немногим известно,

что этим эйнхсриев кормят.”

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Les_Tr%C3%A8s_Riches_Heures_du_duc_de_Berry_Janvier.jpg

В то время время Один вкушает вино со своими пиршествующими волками Герри и Фреки:


“Жадного Гери

и Фреки-прожору

кормит Родитель Ратей;

но к войнам привыкший,

оружием славный,

жив Один вином — и только.”

Другие эпохи отсылают нас к застольям рыцарей круглого стола в загадочных замках, затерянных в легендарном средневековье. Кретьен де Труа в “Парсифале, или повести о Граале” описывал пир, предложенный Парсифалю в загадочном замке Короля-Рыбака, следующими словами:

“На первое слуга подал

Олений окорок с жарким.

Меж тем по кубкам золотым

Разлил изысканные вина

И на глазах у господина

Нарезал мясо с перцем, после

Их на серебряном подносе

Подал он вместе с пирогом….

…На брашна не скупились здесь

И также, впрочем, на напитки,

Здесь подавалось всё в избытке64

И было очень вкусным, сытным,

Изысканным и аппетитным.

То, что вкушал сеньор и гость,

По вкусу, верно бы, пришлось

Монархам, графам и вельможам.”


Все эти застолья объединены одной важной деталью, а именно дикостью, редкостью и зачастую архаичностью пищи подаваемой на них.  Эта еда является одним из главных качественных отличий тех самых пиров от профанных приемов пищи, цель которых исключительно функциональна — удовлетворение голода. Давайте посмотрим, в чем принципиальное отличие древнеримских пиров и наших повседневных застолий? Конечно, на древнеримском пиру вместо шампиньонов вам бы довелось вкушать болети из италийских лесов. Сейчас эти грибы известны как цезаревы грибы или цезаревы мухоморы и являются довольно редким деликатесом, а в древнем Риме они упомянуты Ювеналом в “Сатирах” таким образом: “Бедным друзьям подают другие грибы, неважного сорта, болети — хозяину.” Вместо обыденных и повседневных куриных окорочков на древнеримском пиру можно было бы встретить воспетых Марциалом ионийских рябчиков: 

“Из всей, что есть на све­те, лако­мой дичи

Вкус­ней, конеч­но, ионий­ский нам ряб­чик.”

На самых изысканных рыцарских пирах вряд ли обошлось бы без благородного оленя и других даров сумрачного леса, который в средние века наделялся особенным смыслом сам по себе. Пиршественная еда будет особенной, и её главное отличие от повседневной нередко заключается в дикости и архаичности ингредиентов.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Frans_Snijders_-_Keukenstilleven.jpg

Приготовление пищи в своём смысловом содержании заключает в себе важный переход от природы к культуре, что было замечено рядом исследователей-культурологов. Дикая еда воплощает этот принцип как ничто другое сильно, так как происходит непосредственно из дикой природы, отдельные лоскуты которой в нашем мире имеют лишь минимальное или косвенное присутствие цивилизации. Дикая еда отсылает нас к самим изначальным основам человеческого бытия и вглубь веков самых древних культурных традиций пиров и праздников. Приём особенной пищи нередко сопряжен с праздниками, особыми поводами или значимыми событиями, такими как религиозные праздники или праздники годичного цикла, каждый из которых имеет под собой тот или иной миф, в связи с которыми и организуется пир. Эта особенная пиршественная пища нередко сама по себе имеет сакральный подтекст, связывая человека с миром мифа, так как употребление еды принадлежащей к миру дикому или мифическому преданию приобщает к нему и самого употребляющего, чем и отличается от профанной еды, которую мы потребляем каждый день. Примером таких особых блюд могут служить блюда, приготавливаемые на праздники как Рождество, Пасха, День благодарения и имеющие явную связь с событиями легендарными или историческими.  Дикая еда сама по себе связывает пирующего с миром древности и проносит его по оси времён к священным истокам культуры, пронизывая всё наше бытие от времён зари цивилизации или даже времён легендарных до наших дней, о чём не часто можно задуматься в спешке современности.

А что вы предпочли бы есть на пиру: еду из фастфуда или медальоны из дикого кабана в насыщенном красном вине с оливковым маслом и чёрным перцем, который ворвался в наш мир из древних Италийских или Германских лесов и принёс с собой нежный насыщенный вкус роскошных пиров античности и аромат первозданной лесной чащи? Каждый принимает решение сам, однако, если вы хотите, чтобы ваш пир был не только посиделкой с едой, но и способом приобщиться к культуре пиров древности и лично ощутить преемственность с временами легендарными, вечностью природы, на лоне которой человеческая цивилизация лишь миг, то вам стоит пожертвовать на продукты, которые могут приоткрыть это для вас.  

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя