Меню Закрыть

Интервью: интеллектуалы об образовании

Мы провели экспресс-интервью с разными представителями интеллектуальной деятельности: Юджин Такер, Дмитрий Скворцов, Владислав Гуренко, Артур Оганов, Роман Степанов. Мы задали им присланные вами вопросы и выяснили что они думают о современном образовании.

Юджин Такер, американский философ и писатель, профессор Новой школы (Нью-Йорк)

Юджин Такер

-Как вы считаете, каким должно быть современное образование? Следует ли ввести дисциплину «демонтологию»* или оккультные науки, и почему?

-Дисциплина «демонтология» или область оккультных наук никогда не должны вводиться, ни при каких обстоятельствах, иначе это приведет к дальнейшему осуждению одинокого человечества и его трагикомедийного отчуждения от планеты, созданной по нашему собственному солипсистскому и самовозвеличивающему образу.

-Как вы относитесь к дистантному образованию?

-Я не думаю об онлайн-образовании, которое на самом деле не онлайн и не образование. Учитывая современные тенденции, я не удивлюсь, если увижу YouTube.edu или DisneyU. Мы перешли от «педагогики угнетенных» к педагогике депрессивных.

-Включили бы вы Лавкрафта** в список обязательной литературы, какое произведение? И почему?

-Я бы никогда не включил Лавкрафта в список обязательной литературы, потому что ученик может воспринять его всерьез и пострадать от последствий истинного осознания кратковременного, несущественного и случайного «события» человечества против космического, межзвездного глубокого времени черных морей бесконечности.

* Демонтология — термин, предложенный самим Юджином Такером. Современная философия сближается с оккультизмом, теологией и демонологией, так как их поле деятельности — неантропное. Демонтология — учение о немыслимом мире в противовес антропоцентризму, где под демоном воспринимается сплав материального и нематериального, гибрид человеческого тела и демонической души.

** Лавкрафт — американский писателей в жанре ужаса и черной фантастики, культовая фигура для представителей философской школы спекулятивного реализма. О причине популярности Лавкрафта — подробнее в разборе текста Юджина Такера https://pir-magazine.ru/?p=6559 “Ужас философии.  В пыли этой планеты: Ужас философии. Том 1” в Рубрике “Как читать?”.

Дмитрий Скворцов, кандидат философских наук, генеральный директор Школы критического мышления Никиты Непряхина, бизнес-тренер в области критического мышления и аргументации (Москва)

За какое время и при каких условиях формируется новый навык у человека?

Дмитрий Скворцов

— Для взрослых людей и, например, школьников дело обстоит по-разному. Обучение взрослых людей (андрагогика) исходит из идеи, что навык может сформироваться довольно быстро. Причина – технология обучения, особенные условия. Андрагогика базируется цикле обучения, состоящего из нескольких этапов: 

1)неосознанная некомпетентность (обучающийся не знает о том, что не владеет навыками). Например, не знает, что вообще можно научиться ездить на автомобиле. 

2) осознанная некомпетентность (обучающийся понимает и принимает идею, что он не умеет делать то, чему нужно научиться). Он пробует водить и видит, что не знает как это делать правильно.

3) осознанная компетентность (учащийся пробует выполнять изучаемые действия, согласно правилам). Учащийся совершает последовательность действий вслед за инструктором и следит за ними.

4) неосознанная компетентность (навык усвоен и его не нужно держать в голове). Водитель свободно управляет машиной, не задумывсясь о том, как именно он это делает.

Время усвоения навыка индивидуально и зависит от сложности навыка, уровня мотивированности и когнитивных средств человека. Нельзя говорить об универсальных для всех ритмах формирования когнитивного навыка.

Поскольку вы проводите бизнес-тренинги для крупнейших компаний России (Лукойл, Газпром, Альфа-банк, Сбербанк и пр.), как взрослые люди — начальники и руководители — ведут себя на образовательных программах? Они относятся лояльно или сопротивляются образовательным процессам?

— По-разному в разных компаниях. Во время проведения тренингов для топ-менеджмента хорошо видна корпоративная культура. В некоторых компаниях обучение – это ключевая ценность и тогда тренинги проходят очень конструктивно. Иногда дело обстоит сложнее. В целом, чем выше статус обучаемого, тем более филигранной должна быть методология обучения, все недоработки и недостатки тренера сразу видны. Лояльность или сопротивление участников, таким образом, всегда зависят от двух параметров: среда компании и мастерство тренера.

Как людям, прошедшим мастер-классы, курсы и тренинги, поддерживать на том же уровне полученные знания и компетенции?

— Исключительно через практику. Мышление похоже на мышцу, степень тонуса которой зависит от частоты и интенсивности ее работы. Нельзя натренировать мышления раз и навсегда. Без регулярной практики естественным образом наша психика начинает лениться и мышление не запускается. Лучше всего для поддержания уровня мышления – анализ устных и письменных текстов, конструктивный спор (без манипуляций и перехода на личности), использование приемов логики и герменевтики (лингвистический анализ) в своей работе и общении. Важен диалог: большинство когнитивных навыков реализуются в коммуникации, в столкновении с мышлением другого человека. 

Гуренко Владислав, кандидат философских наук, философ-практик института практической философии в Париже (Волгоград)

-Зачем нужна философия, если есть религия и политика?

Владислав Гуренко

-Религия и политика зачастую являются продуктами философской рефлексии. Да, эти продукты могут развиваться независимо, как например, наука. Однако характер развития этих культурных институтов является следствием философского размышления. Достаточно вспомнить Марка Аврелия, Макиавелли, Гоббса в политике, или Фому Аквинского или Блаж. Августина в религии. б) Философия — это искусство выходить за идеологические пределы. Такие культурные феномены религия и политика, как правило, идеологически ограничены и ангажированы. Есть строгое деление член паствы/еретик или свой/чужой. Философия же развивается не линейно и разносторонне. Она может заглянуть за пределы идеологической системы, в то время как политика и религия заняты сохранением нажитого нелегким трудом.

Какие фундаментальные практики, навыки и умения из прошлого стоит взять на вооружение современному образованию?

— Это три формы обучения в средневековом университете: лекция, повторение и диспут. Главный принцип, который сейчас так нужен в современном образовании это принцип диалога. Диалог как совместное обсуждение на равных. Сейчас студент больше озабочен баллами, а преподаватель часами, которые нужно отработать. Сейчас в ВУЗах не принято спорить с преподавателем, а любые попытки создать дискуссию, зачастую превращаются в фарс. Раньше диалог был сердцевиной античного и средневекового образования. Именно его сейчас не хватает.

Как стать философом-практиком

— Для того, чтобы стать философом-практиком необходимо понять и принять очевидную идею, что философия это не только отвлечённое конструирование абстрактных теорий и концепций. Философия — это и применение отрефлексированных идей в обычной жизни. Например, есть восточное боевое искусство айкидо. Однако за этим искусством стоят не только удары и приёмы, но стоит восточная философия. В институте практической философии в Париже есть базовые компетенции, которым обучают учеников: 1) Аргументация. 2) Проблематизация. 3) Концептуализация. 4) Интерпретация. 5) Вопрошание. Если вы овладеете этими навыками, вас по праву можно считать философом-практиком. 

Артур Оганов, предприниматель, инженер (Москва)

Какие есть недостатки в современном университетском образовании?

Артур Оганов

— Мне не нравится, когда из студента делают «человека-функцию». Университет должен давать студентам широкое образование и целостную картину мира. Помимо фундаментальной осведомлённости в своей, в технической области, важно обладать поставленным мышлением, речью, социальными навыками. Детали можно уточнить уже на работе, тем более всё очень быстро меняется.

Чтобы стать it-шником, обязательно заканчивать университет?

— ИТшники это очень широкое понятие. Если студент хочет в будущем заниматься сложными системами или руководить проектами, то обязательно нужно хорошее высшее образование. На руководящих должностях довольно быстро перестаёшь делать что-то сам, но важно понимать, что делают подчинённые. Чтобы делать несложные сайты, достаточно закончить техникум, а может быть хватит и самообразования, но в этом случае дальнейшая карьера почти исключена..

— Вы как руководитель, продолжаете получать образование?

Конечно, остановиться и упасть это одно и то же, как на велосипеде. Я многое не получил в институте, когда получал инженерное образование, например философию, а она нужна для воспитания личности, не тупого автомата.

Роман Степанов, бывший священник, преподаватель, эксперт по корпоративной идеологии Школы критического мышления Никиты Непряхина (Москва)

Роман Степанов

— В чем принципиальное отличие образования, полученного в семинарии, от светского?

— Семинарское образование — это классическое гуманитарное дореволюционное образование. Можно сказать, что отличие в мотивации. Каждый студент понимает зачем он пришёл в семинарию и от того, как он учится зависит его будущее, как священника.

— Что значит — получить религиозное образование?
— Это значит изучить религиозную теорию и частично практическое приложение этой теории. Повторюсь, это предельно целевое направление. Предполагается, что получивший религиозное образование свяжет свою жизнь с религией и принесёт своей конфессии пользу.

— Как вы представляете себе сегодня оптимальную модель религиозного образования в светском обществе?
— Я думаю, что семинарию необходимо сделать чем-то наподобие кружка благочестия наставник-ученик, для восприятия традиции. Акцент же для того, кто фокусирует свой научный интерес в области религии, следует делать на светские вузы. Как правило из выпускников светских вузов получаются удивительные священники) Семинария весьма закрытое учреждение и в силу закрытости и отсутствия супервизии со стороны общества, есть возможность потерять общий язык с миром и получить ограниченный навык коммуникативной стратегии.