Меню Закрыть

Красота спасёт образование. Зачем нужны уроки прекрасного? 

Александра Воробьёва

Почему мы не любим друг друга?

Типичная картина в социальных сетях: мы видим красивое фото девушки, под которым собралось множество негативных комментариев. Одни делятся наблюдениями: “штукатурки слишком много”, “маникюр плохой”, “живот торчит”, “волосы растрепались”; другие дают “экспертную” оценку: “некрасиво”, “мне не нравится”, “лучше не показывайся на людях”. Конечно, есть и хвалебные высказывания. Но почему возникает агрессия по отношению к тому, что не несёт негативного посыла?

Сказать, что люди так выражают своё мнение — значит ничего не сказать. Поскольку мнения и действия (написание комментария) возникают не на пустом месте. Они являются следствием определенной жизненной программы, включающей в себя установки, модели поведения, шаблоны мышления, принципы и нормы (т.е. то, на что оказывается педагогическое воздействие при воспитании и образовании). Жизненная программа упомянутых комментаторов подсказывает им, что за красивым фото прячется враг. Отсюда агрессия — вызванная злостью и/или страхом, реакция на чужака, претендующего на наши ресурсы. Но что это за программа, которая заставляет так реагировать на безобидное фото?

Вероятнее всего та, в которой действует установка на поиск врагов, поддерживающая агрессивную модель поведения. А формируется она благодаря пропаганде и поощрению конкурентных отношений в обществе. Нам повсюду говорят, что нужно быть лучше, сильнее, умнее и красивее. И начинается это со школы, где детей учат занимать первые места в рейтингах, участвовать в соревнованиях и олимпиадах, получать самые высокие баллы на ЕГЭ, чтобы обойти других претендентов на бюджетные места. Конкуренция становится не просто одним из вариантов организации деятельности, но основой жизни. 

Неудивительно, что в таких условиях красивое фото является лишь поводом для победы в нескончаемом соревновании. При этом, в такой ситуации чувство прекрасного блокируется, поскольку конкуренция предполагает разобщение. Ведь, в отличие от борьбы за общее дело или идею, соревнование за ресурсы основывается на корыстном желании обладания благами. И закончиться она может лишь тогда, когда один из участников получит всё (неслучайно рынок тяготеет к монополизации).  Конкуренция требует постоянной подозрительности, напряжения, поиска ресурсов и обнаружения врагов. Чувство прекрасного, напротив, требует доверия и принятия созерцаемого объекта, который и не полезен, и не опасен — то есть находится за рамками конкурентной жизненной программы. 

«Учиться, учиться и ещё раз учиться» Фото: Вадим Пашков (https://vk.com/pashkov_vadim)

Любовь к красоте

Агрессия блокирует эстетическое наслаждение, приобщение к прекрасному —  смягчает человека. В “Критике способностей суждения” Иммануил Кант пишет, что красота вызывает в нас чистое удовольствие без какой-либо корыстной цели: нам достаточно любования предметом, по отношению к которому мы благодушны. Наслаждаться красотой леса — значит не думать о том, сколько древесины можно было бы добыть, не выискивать место для палатки, не изучать особенности местной флоры; а только лишь любоваться.

Неслучайно в основе многих историй любви лежит встреча с красотой, которая притягивает, вызывает стремление к сопричастности и безусловную радость. И, наоборот, любовь высвечивает красоту любимого человека, настраивает на благорасположение и любование им. Человек, который умеет видеть красоту, способен преодолеть враждебное отношение к миру, принять и даже полюбить его.

Однако не стоит забывать о разнице приятного и красивого, которую выявил Кант. Первое возникает благодаря ощущениям тела, доставляющим удовольствие. Приятным может быть улыбающееся лицо, поскольку оно вызывает в нас ощущение безопасности или интерьер, где мы чувствуем себя спокойно и комфортно. Такое переживание опирается  исключительно на субъективное состояние человека, поэтому оно не может быть объектом педагогической работы. Да и не должно им быть, поскольку оно лишь замыкает человека в собственных ощущениях.

  Чувство прекрасного же включает в себя не только приятные ощущения, но и идеи (гармонии, уместности, соразмерности и т.п.). Кроме того, любование направляет внимание человека на созерцаемый предмет, тогда как приятность погружает в собственные переживания. Поэтому я считаю, развитие эстетического восприятия является хорошим основанием для образования адаптивных личностей, настроенных на конструктив, а не агрессию. 

Как учить видеть красивое?

Мой опыт преподавания МХК в старших классах показывает, что это — трудная задача. Можно принудить ученика зазубрить биографию автора произведения искусства или названия школ живописи, но он так и не увидит красоту изображения. Поэтому задачей педагога является создание условий для восприятия красоты.

Прежде всего, необходимо отбросить любые утилитарные или иные требования к созерцаемому образу, следовательно обучающемуся не следует давать заданий на отметку. Поскольку чувство прекрасного, как верно писал Кант, предполагает любование объектом без стремления получить выгоду. Кроме того, система оценивания обучающихся создаёт конкурентную среду, где одни отстают, а другие обгоняют. Как уже было сказано выше, такой подход провоцирует возникновение отвращения и злости, противоположных эстетическому наслаждению. 

Установка на благорасположение, напротив, настраивает на восприятие прекрасного. А способствуют её формированию практики сотрудничества. Например, коллективное обсуждение произведения искусства, модерируемое педагогом. При этом важно, чтобы педагог не озвучивал свою позицию. Его функция заключается в направлении хода беседы, потому что главной задачей данной практики является не выяснение истины, а установление диалога между учащимися. 

И только когда эта задача выполнена, можно переходить к формированию эстетического суждения. По мысли Канта, суждение о красоте основано на понимании целесообразности того, что не имеет цели. Данная идея звучит парадоксально, поэтому я предлагаю упростить её: красота предполагает со-образность, то есть соответствие воспринимаемого образа идее и/или образу памяти.

Этот механизм прекрасно показан в одном из сюжетов романа Марселя Пруста “В сторону Свана”. Герой этого произведения встречает девушку по имени Одетта, которая поначалу не кажется ему красивой. Но всё меняется в тот момент, когда в чертах её лица он узнаёт образ Сепфоры с фрески Боттичелли. Соответствие внешности Одетты художественному образу вызывает в Сване чувство прекрасного и порождает желание любоваться ею. 

Обучая старшеклассников я замечала, что, действительно, наибольший отклик у них вызывали те произведения искусства, которые они смогли сопоставить с собственными воспоминаниями или значимыми для них идеями. Так, картина Ван Гога “Звёздная ночь” полюбилась многим ученикам, после того, как они вспомнили собственные впечатления от созерцания звёздного неба и/или размышления о бесконечной Вселенной. 

Следовательно, формировать эстетическое суждение можно через сопоставление изучаемых произведений искусства с личным опытом учеников, а также с актуальными для них вопросами и идеями. 

В галерее. Фото: Вадим Пашков (https://vk.com/pashkov_vadim)

Заключение

Я полагаю, что в современном мире, полном агрессии и отчуждения, умение видеть красоту важно как никогда, поскольку оно провоцирует противоположные состояния — любви, спокойствия и благорасположения. Педагогу, который ставит перед собой задачу развивать эстетическое восприятие обучающихся, следует отказаться от конкурентной системы взаимоотношений и предложить коллективное обсуждение произведений искусства, в котором ученики могли бы установить диалог друг с другом и обнаружить связь между представленным образом и собственным сознанием. 

Приложение

Примеры вопросов для обсуждения:

-“Что хорошего в этом произведении искусства?”

-“Какое впечатление оно в вас вызывает?”

-“С каким вашим воспоминанием связано это произведение искусства”?

-“Какую идею оно выражает?”

-“Что символизирует данное изображение?”