Меню Закрыть

«Божественная комедия»: романтический путеводитель по аду

Владислав Гуренко

Начальная страница «Комедии» первого печатного издания 1472 года

«Божественная комедия», которая была написана итальянским поэтом Данте Алигьери в первой половине XIV века, по праву считается мировым культурным достоянием. По этому произведению писали картины, комиксы, снимали фильмы, мультфильмы и разрабатывались компьютерные игры. При этом, представитель массовой культуры может и не знать, что помимо ада, в этом произведении присутствуют чистилище и рай, через которые Данте проходил в том числе. Представитель массовой культуры может и не знать, о символизме комедии и почему это произведение собственно и называется комедией. Однако, с лёгкостью можно утверждать, что данное произведение популяризировано для общественного сознания. Так же нельзя не упомянуть, что это произведение хоть и является мировым достоянием литературы, оно может показаться скандальным, но об этом ниже. 

В данной статье будет предпринята попытка анализа мотивов написания этого произведения и общего описания главных сюжетных композиций. Особый акцент будет сделан на аде. Не только потому что, части про чистилище и рай мало кто читает, или потому что они кажутся скучными, но потому, что при описании ада наиболее ярко и эмоционально видны внутренние убеждения поэта. Однако важно отметить, что для целостного понимания произведения, необходимо изучать все три части.      

При первом исследовании «Божественной комедии» ставиться вопрос: «Зачем нужно было это писать?», «Для чего это путешествие по кругам ада, кольцам чистилища и сферам рая?», «Кто такая Беатриче»? «Как интерпретировать это произведение?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы, имеет смысл рассказать о связи Данте с Беатриче, которая имела свой реальный прототип. Было бы излишним подробно останавливаться на подробной биографии Данте. Имеет смысл упомянуть, что согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Сам Данте родился в 1265 году. Также известно, что Данте был крещён 25 марта 1266 года (в первую страстную субботу) под именем Дуранте. Первое актовое упоминание о Данте Алигьери как общественном деятеле относится к 1296 и 1297 годам, уже в 1300 или 1301 году он был избран приором. В 1302 году Данте был изгнан из Флоренции вместе с партией гвельфов к которой он принадлежал. Он никогда больше не увидел своего родного города и умер в изгнании. Находясь в изгнании, он написал свою «комедию».

«Данте встречает Беатриче на мосту Санта-Тринита» — худ. Генри Холидей

Знаковой встречей для Данте стала его платоническая вязь с девушкой Беатриче Портинари, которая скончалось в двадцатичетырехлетнем возрасте. В своей поэме «Новая жизнь», Данте воспел свою любовь к юной Беатриче. «Новая жизнь» — это романтическая исповедь Данте, которая написана уже поле смерти Беатриче, где подробно описаны любовные терзания поэта, что и были вызваны скоропостижной кончиной его тайной музы.  Из поэмы можно узнать, что в 1274 году девятилетний Данте залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари — это его первое биографическое воспоминание. «Дух жизни» тогда задрожал в глубине его души, и с тех пор любовь безраздельно завладела его сердцем. Через девять лет он встречает Беатриче снова (Данте уже в то время крупный поэт – его все знают): она приветствовала его легким движением головы и преисполнила его несказанным блаженством. Он спешит к себе в комнату и в волнении пишет свой первый сонет. В другой раз он встречает Беатриче в церкви и, опасаясь выдать тайну своего сердца, делает вид, что интересуется другими дамами. Злонамеренные люди сообщают об этом Беатриче, и она более не кланяется ему. Данте убит горем, но вот друг доставляет ему случай увидеть Беатриче среди других дам, собравшихся на какой-то свадьбе; тут Данте испытывает такое волнение и так смущается, что Беатриче потешается над ним. Это повергает поэта в новое горе, — проплакав, он решает, что никогда не будет искать с нею встречи, ибо все равно не в силах владеть собой в ее присутствии. Внезапные смерти отца и Беатриче, сильнейшим образом потрясают Данте. И уже во второй половине «Новой жизни», Данте обещает воспевать ушедшую любовь, которая станет источником его блаженства.  От потрясения Данте впадает в болезненное полубредовое состояние, в котором слышит голоса, предвещающее о его смерти. В «Новой жизни» Данте помещает Беатриче в чертоги рая:

И с удивленьем на неё взирая,
Её в обитель рая
Владыка вечности к себе призвал.

Исходя из этих данных, становится понятным особый статус Беатриче в произведениях Данте. Вышеприведенные события привели Данте к рефлексии своего состояния. Подобная рефлексия и была выражена в его «Божественной комедии». Зачем же Данте её пишет? Для того, чтобы с одной стороны отрефлексировать свои переживания об утрате любимого человека, с другой, чтобы продолжить линию воспевания Беатриче.  В «Новой жизни» он пишет, что он будет молчать вечно как поэт, если не найдёт язык, который так возвысит женщину, как никто до него не возвышал. В этом плане можно сказать, что написание «Божественной комедии» является своеобразной терапией для писателя. Находясь в угнетаемом и безвыходном состоянии («в сумрачном лесу»), Данте посылается дух-утешитель в виде Беатриче. Именно её светлый образ проведёт Данте сквозь все круги и рвы ада. Таким образом, можно заключить, что для Данте было необходимо написать эту комедию, чтобы не сойти с ума окончательно, и чтобы через светлый образ Беатриче выудить себя от около депрессивного состояния. Разумеется, пользуясь случаем, Данте изобличает всех своих недругов, помещая их в различные круги ада. Например, некоторых римских пап, Данте отправляет на предпоследний восьмой круг ада. Наибольший скандал может вызвать и то, что Данте на тот же восьмой круг в девятую щель (зачинщики раздора) помещает пророка Мухаммеда и его двоюродного брата Али. Однако, складывается впечатление, что все эти изобличения носят тактический характер. Главной же задачей для Данте является воссоединение с Беатриче на небесах.

Почему «Божественная комедия» называется комедией, учитывая, что там нет никакого юмора? Слово «комедия» переводится как «праздник» или «ода». Аристотель определял комедию, как «воспроизведение дурного, порочного, но только такого, что возбуждало бы смех, а не отвращение». Однако же Данте сам отвечает на этот вопрос в одном из писем: «всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке». В средневековье именно это и называли комедией. Такое понимание комедии вполне согласуется с сюжетом. Герой обнаруживает себя в сумрачном лесу. Он не может свернуть назад, так как ему дорогу преграждают животные. Он встречает поэта Вергилия, который предлагает пройти через ад, чтобы встретиться с Беатриче на небесах. Такое развитие по восходящей линии (от мрака к свету) и делает произведение Данте комедией в средневековом смысле слова. К тому же произведения высокой литературы писались в то время на латинском языке, в то время как Данте писал «комедию» на итальянском. Эпитет «божественная» был придуман после написания произведения и к Данте он не имеет никакого отношения. Существует версия, что первым ее так назвал Боккаччо, придя в восхищение от прочитанного.

В каком жанре написана «комедия»? Это жанр, так называемых, видений, который был популярен в средневековье. Основной идеей этого жанра является трансгрессия главного героя через галлюцинации, сны или видения, с обыденного мира в мир потусторонний. Одним их примеров «видений» является «Откровение» Иоанна Богослова – последняя книга Нового Завета. Из более поздних примеров можно назвать «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла.  «Комедия» же относится к жанру загробного видения.

Гравюра Гюстава Доре с изображением Данте в лесу

С чего начинается произведение?

Земную жизнь пройдя до половины, 
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
.

Как видно произведение повествует сразу о том, что главный герой обнаруживает себя в сумрачном лесу. Как видно далее, герой не понимает, как он оказался здесь. Так, можно дать символическую интерпретацию, что сумрачный лес символ бессмысленной и трагической жизни поэта. Основаниями для такого утверждения являются  жизненные потрясения Данте в связи  скоротечной кончиной его возлюбленной. На бессмысленность жизни  указывает факт отсутствия выхода из леса. Героя окружают животные: рысь, лев и волчица. Существует много символических интерпретаций этих животных.  Согласно одной, рысь, лев и волчица – это человеческие пороки (сладострастие, корыстолюбие и гордыня), что характерно для средневекового символизма. В рамках этой интерпретации, эти пороки самого главного героя. Именно они не позволяют выйти из леса, т.е. избавиться от главных жизненных прегрешений.  Согласно другой интерпретации, животные  олицетворяют политические движения. Например, волчица, символизировала Рим или власть папы римского. Так, образ волчицы отсылает к Капитолийской волчице, которая молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей города Рима.

«Данте убегает от трёх зверей» худ. У. Блейк

Данте встречает Вергилия, античного поэта, который будет проводником Данте по аду и чистилищу. Вергилий символизирует аполлоническое начало, в котором воплощены поэтичность и рассудительность. Вергилий предлагает совершить Данте путешествие через загробный мир, однако Данте отказывается. Но после того, как Вергилий говорит, что был послан к нему Беатриче, Данте соглашается, ибо видит, что только через этот опасный и пугающий путь, возможно спасение.

 Перед описанием ада важно подчеркнуть специфику космогонии Данте. Данте исходит из геоцентрической картины мира, где Земля является центром мира. Когда Сатана упал с небес на землю, он пробуравил Землю. На месте падения образовалась воронка, которая и называется адом. Но по закону сохранения энергии, если где-то убыло, значит, где-то прибыло. Таким образом, через центр Земли параллельно адской воронки образовалась гора, ведущая в рай – чистилище.  

Архитектоника ада
Архитектоника ада

Итак, с чего же начинается погружение в ад? Интересным является тот момент, когда Данте и Вергилий подходят к воротам ада, где читатель сможет узнать крылатое выражение в приведенных ниже строках:  

«Врата ада» О. Роден.
За мною путь к обители печальной,
За мною те, кто мукам осужден,
За мною край, где вечный плач и стон.

Созданье я любви первоначальной
И правосудной мудрости Творца,
И в вечности пробуду без конца.

Я, как и все, что в мире безначально.
Кто б ни были входящие сюда,
Оставьте здесь надежду навсегда!

После прочтения этих строк, сразу можно задать три вопроса, которые указывают на странности. Во-первых, почему ад пишет о себе от первого лица, в отличии от чистилища и рая? Во-вторых, почему ад — это создание первоначальной любви, ибо трудно состыковать вечные мучения с любовью? И, в-третьих, почему ад не имеет начала, поскольку известна архитектоника ада, состоящая из девяти кругов?

Икона «Сошествие Христа во ад»

Отвечая на первый вопрос можно выдвинуть две гипотезы. Первая заключается в том, что для средневековья оставались живы античные представления о греческих богах. Так этимологически слово «ад» восходит к богу Аиду. Потом уже Аид отождествлялся с царством Аида, что переводится как «невидимое» или «вне света». Образы Царства Небесного, тем более чистилища возникли гораздо позже. В рамках второй гипотезы, обозначение ада, как субъекта специально стилистически показано для устрашения, дабы показать, что ад — это живой организм. Неслучайно в различных иконографических традициях ад изображали в виде жуткого червя, например.

Почему ад — это создание первоначальной любви? Перед тем как ответить на этот вопрос, можно указать на то, что некоторые святые отцы указывали на благость ада. Например, у святого Исаака Сирина было утверждение, что сама геенна[1] есть не что иное, как последнее промыслительное средство любви, которое использует Бог в качестве спасения человека. Согласно христианскому учению, Бог не может повлиять на свободный выбор человека. Бог не может заставить человека возлюбить Бога и жить по Его заповедям. Таким образом, Бог создаёт ад для того, чтобы у людей, которые сознательно выбирают жить не по законам Бога, имели бы себе пристанище в загробном мире. В этом плане, не Бог помещает человека в ад, а это решение человека, которое он принял при жизни. Любовь Бога заключается в предоставлении возможности этого выбора – быть с Богом или быть вне Его.    

Почему же у входа в ад написано: «Я, как и все, что в мире безначально», хотя вроде бы вход в ад фактически противоречит этим строкам? В данном случае речь о творении ада вне человеческого времени, так как начало, и конец имеют значение только во времени и в пространстве. Творение мира, впрочем, как и творение ада происходят за рамками человеческой истории.

Гравюра Г. Доре с изображением «Вихря любовников»

Известно, что ад состоит из девяти кругов, где некоторые круги подразделяются пояса и щели. Почему именно девять? Важно отметить, что цифровой символизм играет не последнюю роль в «комедии». Однако, трудно дать какую-либо универсальную интерпретацию, так как числовых трактовок огромное количество. Если верить пифагорейскому мистицизму, то если число 10 связано с божественным началом, поэтому рай имеет 10 сфер, то 9 это эннеада — первый квадрат нечетного числа (3х3). За девяткой стояли идеи замкнутости и ограниченности. Сославшись на это пояснение, можно связать идеи замкнутости с адом Данте. Души в аду не имеют воли. Они ограничены своими мучениями. Например, во втором круге, который представляет собой вихрь, в котором кружатся души. Находясь в сознании, души  невольно бьются об скалы. Либо на третьем круге, тела чревоугодников гниют под проливным дождём. Разумеется, нет необходимости описывать каждый круг ада. Стоит отметить, что уровень замкнутости с каждым кругом возрастает. В Лимбе (Первый круг) души имеют высокую степень мобильности. В Лимб попадали некрещенные младенцы, античные философы, поэты и праведные полководцы, которым не довелось встретить божественную благодать. По сути, первый круг только претворяет адские мучения.         

Гравюра Г. Доре с изображением «Леса самоубийц«

Каковы же функции главных персонажей «комедии»? Данте воплощает собой функцию наблюдателя и посредника между мирами в аду. Данте разговаривает с душами, и они часто просят, чтобы тот передал весточку на их родину. Например, в лесу самоубийц, что на седьмом круге ада, Данте исполняет просьбу души, которая превратилась в дерево. Душа просит Данте взять листья, чтобы тот, когда вернётся на землю смог добраться до его родного города и положить листья их под ствол дерева в его родном городе. Вергилий и Беатриче являются проводниками. Один проводник по аду и чистилищу, другой по раю. С одной стороны, Беатриче в раю, является главной целью Данте, с другой стороны, цель самой Беатриче привести Данте ко Христу через Эмпирей. Пройдя Эмпирей Данте просыпается. И надо думать, просыпается другим обновлённым человеком. Данте после этого путешествия обретает самое главное – покой.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что «комедия» Данте является одним из немногих произведений, где возлюбленная ставилась бы в ранг личной спасительницы поэта. Да, подобное увековечивание было у Петрарки, например, но именно Данте поместил возлюбленную в центр целой космогонии. Учитывая тот факт, что с этой возлюбленной не было никакой близости при жизни. Данте увековечил образ Беатриче как образ куртуазной «прекрасной дамы», которому нет аналогов в современной литературе. В этом плане «комедия» это не только нравоучительное или политическое произведение, но и величественное признание в любви, которому Данте посвятил всю свою жизнь. В любви, во имя которой, можно пройти через все круги ада.


[1] В авраамических религиях геена была синонимом ада.