Авторы — Александр Горьков, Виктория Баталина
«Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не продолжается всё утро, сильный дождь не продержится весь день. Кто делает всё это? Небо и земля. Даже небо и земля не могут сделать что-либо долговечным, тем более человек. Поэтому он служит дао. Кто [служит] дао, тот тождествен дао. Кто [служит] дэ, тот тождествен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто тождествен дао, приобретает дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретает дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает только потерянное. Только сомнения порождают неверие.»
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 23
— В путь?- Мы уже в Пути.
П-шш! Двери открываются, и двое садятся в салоне. Сначала рывками, а потом мерно покачиваясь, автобус набирает ход. Его лицо светло 陰, на ее лице тень 陽. «Я прямо не могу терпеть, как хочу быстрее доехать! Как ты думаешь, нам там понравится?» — спрашивает она. «Там, где мы будем вдвоем, там увидят, что нам нравится быть вдвоем. Люди не могут остаться равнодушными, внимая радость или печаль других людей. И они, конечно, ответят нам тем же!». Обычный уровень шума разрезает вопль ребенка где-то в районе кабины, переходящий в затяжной рёв.
Резкий наклон вправо, затем ожидаемый обратный — влево, толчок, и автобус замирает у здания аэропорта. Глухими ударами сумки падают на черную ленту пункта досмотра. Людской поток суетливо спешит к эскалатору.
«Скорей бы доехать… А расскажи, что манит тебя туда, зовет в такую длинную и трудную дорогу? Ведь ты часто бывал там, и, наверное, все уже видел, да?»
«Не меня одного манят просторы, и особое искусство устраивать жизнь в этих просторах. Я расскажу тебе на примере. Сейчас, когда чуть умолкнет гам вокруг…»
«Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность.
Совершенномудрый живёт в мире спокойно и в своём сердце собирает мнения
народа. Он смотрит на народ, как на своих детей.»
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 49
В южной провинции ЮнНань, прямо посередине пути из знойно влажных районов в обжигающий то холодом, то прямым и близким огнем солнца кристально ослепительный мир Тибетских нагорий лежит город Лицзян. Живущие здесь люди народа НаСи еще помнят, как из районов южного Китая, граничащих с Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой, здесь проходили в Тибет частые караваны с чаем. А имперские чиновники из далеких Пекина, Лояна, и Нанкина созывали ребятишек учить такие трудные, но такие важные для карьеры иероглифы. На главной площади этого города стоял как-то уже в наше время и я, оглядывая двухэтажные деревянные фанцзы, и снежный пик горы Нефритовый Дракон вдалеке над городом. А знаете ли вы, что в этом городе есть музей, посвященный знаменитому у нас русскому человеку? Я не знал. И меня провели в квадратный двор, где хранится память о Питере Гулляре. После революционных перемен в Российской империи он уехал в Китай, и стал представителем центрального правительства Китая в здешнем уезде. Наблюдая, и фиксируя жизнь и культуру НаСи, одного из малых этносов Китайского государства, Питер снискал успех в объединении небогатых крестьянских общин в кооперативы, в которых богатства концентрировались и направлялись на пользу местного развития. Помимо успеха Питер снискал похвалу и нанявшего его центрального правительства Китая, и место глубоко в сердце жителей Лицзяна. Он навсегда запечатлел свою любовь к здешнему краю в своей книге «Затерянное королевство». Так что я не первый, кого манят, и не отпускают эти густонаселенные просторы.
«Всегда ли за изучением других просторов и народа стоит стремление к добродетели? Возможно, это желание получить то, что в дефиците у каждого смертного, — признание. Похоже, люди, избравшие такой путь, поступают мудро…» — говорит она. — Одно другому не противоречит. Но сейчас меня другое интересует. Ты же хочешь быстрее доехать?
- Конечно, да!
- Пошли искать такси. Получив свои вещи, спутники отправились искать стоянку. Привычные электронные сервисы такси остались далеко. «Только наличка. Только хардкор!» — прокричала она прямо в незнакомые лица.
«Небо и Земля — долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам].»
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 7
- Знаешь, ситуации типично повторяются и, я вспомнила одну историю. Она скорее подтверждает идею, что добродетель связана с личными интересами и получением благ.
- Расскажи? — говорит он.
- О моей первой поездке в Китай.
Когда мы прилетели в аэропорт Пекина, было 5:20 утра. Нас было трое. Одна из нас взяла и поставила всех перед неприятным выбором. Или мы все втроём соглашаемся с ней и уезжаем на такси и селимся в забронированное мной место. Или… одна из нас уезжает, и мир рушится. Связи с интернетом в 2016 году в аэропорту не было, или мы не нашли. Может, сервисы какие были, но мы не умели ими пользоваться. Как найтись в случае расставания — непонятно. И мы поддаемся на эту манипуляцию. Ищем такси. Бомбилу за наличку нарисовался мгновенно: 600 юаней. Дорого, очень дорого… Но соглашаемся. Селимся. И продолжаем наше путешествие по Китаю все вместе.
- Видишь ли ты все те же причины своей спешки и сейчас?
- Нет, — отвечает она, глядя вдаль. — Сейчас хочется поскорее приехать, и встретиться со всеми…. А тогда ведь было совсем другое… Осознание, что все же причины те же, происходит в комфорте салона в такси.
Желтый прямоугольник такси легко выскользнул из потока точно таких же и других, лишь слегка отличающихся машин, и затормозил на широкой площади, на которой выделялись световые колонны памятников.
Двое шли пешком , ощущая сладковатый запах разлитых в насыщенном городском воздухе пряностей, и слушая протяжные призывы уличных торговцев едой.
Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но её действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает
порядок в мире.
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 45
— Вот ты говоришь про воспоминания и про устройство гармонии, — начал он. Однажды одна русская девушка из Москвы обнаружила себя гуляющей по вечерней площади тибетского городка Шангрилла. Чуткие люди принесли и поставили магнитофон, из которого лилась гармоничная мелодия. Местные жители, взяв за руки друг друга, вышагивали круговой танец, периодически хлопая руками, как это делали их предки много веков назад. Взявшись за руки, и мы, а я тоже был там, влились в хоровод, и он шел за нами, впереди нас, и сквозь нас. Мир стал хороводом для нас в тот момент, и он был удивительно един и гармоничен. Свет яркого заката над Тибетским нагорьем отражался на лице Маши, и на лицах танцующих рядом китайцев, тибетцев, и даже на смеющейся морде тибетской овчарки.
К тому, кто представляет собой великий образ [дао], приходит весь
народ. Люди приходят, а он им не причиняет вреда. Он приносит им мир,
спокойствие, музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается.
Когда дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его
нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 35
- Мне скучноооооо, — ноет она.
- Как это?
- Ночь, горят огни, а мы о цикадах заговорили. Пошли на улицу, увидим все и сразу! Одобрительно закивал головой: — Будем заходить в дома китайцев и ждать от них ужина в качестве гостеприимства?
- Ага, и триколор на флагштоке пусть поднимут… Нет, я про ночные клубы и бары.
- Я думал, у вас была поездка от университета.
- Да, — загадочно улыбается она, — Поехали!
Ночь. Духота. Оплата уже по Qr-коду через WeChat. Серые лабиринты отражений в окнах небоскребов.
«Мы приехали!» — говорит она.
- По-моему, наша улица была более интересной на заведения.
- Просто попробуй расслабиться и довериться мне.
Девушка уверенно входит в торговый центр, который в ночи кажется безжизненным. Он следует за ней. Прозрачный лифт везет путников вниз. На входе стоит охрана. «Очень симпатичные мальчики на фейсконтроле», — замечает она. — А эти напитки тоже для нас!» — и забирает два бокала. Пока она забирала напитки, он обратил внимание, что молодых людей обычного для этого города вида развернули. А в самом заведении нет ни одного китайца, кроме персонала.
- Меня сложно удивить, но ты смогла. Не выставляют счета за вход, алкоголь раздают бесплатно… Мы что, в ловушке для европейцев?
- Скорее, в ловушке для китайцев.
Когда-то давно, во время первой поездки, нас пригласили иностранцы в клуб. Парни рассказывали нам, что нам, европейским девушкам, вход в ночные клубы Пекина свободен и нас будут угощать и боготворить. Я не верила. Попадаю в стеклянное здание, где мне открывают дверь и тут же китаец-официант приглашает взять любой коктейль. Танцуют на сценах девушки-китаянки для разогрева аудитории. Мое внимание останавливается на китайцах. На улицах Пекина днём я видела много азиатов, но они были обычной массой. А здесь… все ухоженны, красивы, вежливы. Контраст. Завидев круглые глаза, к нам подходят другие европейцы. Мы все общаемся. Это пугает, в России я с таким отношением не сталкивалась. Позже выяснилось, что культ европейской внешности настолько масштабен, что в некоторые заведения Пекина иностранцы могут заходить бесплатно и пользоваться благами инфраструктуры тоже. Такая публика привлекает модных и состоятельных китайцев.
В древности те, которые были способны к учёности, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанному дереву; они были необъятными подобно долине; они были непроницаемыми подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового.
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 15
— Почему нас посадили за этот столик, а на за тот, около окна, как я просила?
Ветер шелестел красными лентами с рекламой фирменных блюд сычуаньской кухни, тихо гудел кондиционер, за мутным окном был виден неприменный поток машин.
— Потому что нас всего двое, а местные не ходят кушать маленькой компанией, и на лучших местах всегда стоят столы для таких случаев. И для бизнеса ресторана это выгоднее.
— Получается, они нас не уважают? – капризничала она.
— Однажды в городе Хаймен ради моего приезда в одном лице, подняли флаг России. Но запомнился мне больше обед с креветками в местном ресторанчике. Дело было так, что у меня был небольшой тур по фабрикам, которые производили лабораторные расходные материалы. По приезде на одну такую фабрику принимающая сторона с удовольствием продемонстрировала поднятый на обычном для корпоративной гордости флагштоке развивающийся российский триколор, чему я, конечно, очень обрадовался. А после осмотра фабрики меня привезли в ресторанчик местной кухни, где, во-первых, посадили рядом с главой собрания, строго напротив входа. А, во-вторых, он обратил мое внимание на размер подаваемых речных креветок. Они были разными по размеру, и это значило, что он выросли в природе, не на рыбной ферме. Вот так относятся к гостям там, где часто задумываются о том, что такое Дао, Путь.
В древности говорили: «Ущербное становится совершенным, кривое — прямым, пустое — наполненным, ветхое сменяется новым; стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получать многое ведёт к заблуждениям». Поэтому совершенномудрый внемлет этому поучению, коему необходимо следовать в Поднебесной. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной.
Лао-цзы, Дао Де Цзин
Параграф 22
Красный свет. Шум неоновых вывесок. Речи в ночи. Путники селятся в хостеле. Занавески не спасают от ночной жизни города.
- Сколько же народу на улице здесь по вечерам! А этот шум улиц и отблеск неоновых ламп… — ворчит она.
- Неон… Знаешь, потрескивающий гул неона можно сравнить с трелями цикад.
- Цикад?
- Да.
Её губы иронично изогнулись, и неожиданно застыли, подражая то ли архитектурным элементам этого мегаполиса, то ли дуге гибкой лианы. Выдохнула: «Как символично. А ведь первый раз в жизни своё внимание я обратила на них именно в здесь». Приехав из Пекина на побережье Желтого моря, в Хулудао, мы поселились на территории университета. Слышу странный звук. Скрежет, как будто кто-то режет по металлу. «Цикады», — ответил преподаватель геологии. Я начала их искать, стало интересно посмотреть на то, как выглядит насекомое, про которых писали еще древние греки. Жужжит. Звук становится все сильнее… Вижу её, цикаду, на дереве! Размером с ладошку. Человека не боится. А я боюсь её?.. Да, очень. Все оставшееся время в Китае мы постоянно слышали цикад. Тогда нам звук не нравился, а если насекомое залетало в коридор, то это означало бессонную из-за шума ночь. Позже, по возвращения в Россию, я поняла, что эти трели цикад сделали поездку особенной. И только когда этих звуков нет, начинаешь понимать, почему цикадам посвящали слова. Когда слышишь этот звук,то сразу понятно, где и кто ты сейчас