Домой Выпуск 4 Как понимать город?

Как понимать город?

51
0
2 0
Read Time:5 Minute, 32 Second

Валерия Копанева

Я всегда относилась к тому типу людей, которым хорошо в любом месте, куда бы они ни приехали. Не помню ни одного города, который бы вызвал у меня отторжение или который мне был бы неинтересен. Но я знаю людей, которым путешествия в другие города не доставляют удовольствия, не вызывают предвкушения и даже легкого интереса, а скорее даже наоборот, путешествия = страдания, суета, неприятное столкновение с неизвестность и новым, так что от знакомства с новым городом (или даже со своим родным краем) остается усталость и горечь разочарования. Именно люди, живущие с девизом «не выходи из комнаты – не совершай ошибку» вдохновили на статью, в которой проведена рефлексия опыта понимания города: зачем же понимать город? Почему город может «отталкивать»? Почему кажется, что везде все одинаково? Почему не любят путешествовать?

Иллюстратор: Ксения Вязова

Одни из первых представлений о том, как должен быть устроен город-государство (в Древней Греции это были синонимы) можно встретить в труде Платона «Государство». Город становится символом обустроенности человека, поэтому вопрос «каким должен быть город (государство)?» является философским, поскольку за ним скрывается другой вопрос: как человеку нужно жить? По Платону, город и душа одно и то же: душа – это микрокосм, малый порядок, город – макрокосм, большой порядок. Похожая идея отражена в комедии Н. Гоголя «Ревизор», где автор представил город как символ души, чиновники – это пороки, Хлестаков – это ложная совесть, подлинный ревизор – это настоящая религиозная совесть. У Гоголя город выступает как модель человеческого существа. Отсюда становится понятно, почему многие люди часто говорят о городе как о человеке, вступают с ним в отношения (дружеские, романтические, деловые и т.д.), пытаются разговаривать с ним.

В XX веке интерес к городу как к объекту исследования возрастает благодаря теоретическим трудам М. Вебера. Этот интерес возник неслучайно. Почему именно в XX веке эта тема приобретает актуальность? Есть гипотеза, что тема города возникает в философии как тема нелигитимной власти. Люди подчиняются власти города: город диктует как нам передвигаться (на автобусах, в метро, на такси, на гондолах, мотоциклах, на пароме, на велосипедах/ самокатах и т.д.), город навязывает свои принципы, правила, практики, которые человек не выбирает (даже если он выбирает город, в котором хочет жить, то он до конца не может предугадать все те правила города, с которыми ему придется столкнуться). Поэтому у многих может возникнуть закономерный вопрос: а на каком основании человек подчиняется городу? Что это за явление (город), который установил над нами контроль? Причем, как может показаться, ничего взамен при этом человек не получает…

Иллюстратор: Ксения Вязова

  Однако если мы обратимся к истории возникновения городов, то основания для влияния города на человека мы найдем:

  1. Изначально город планировался как священное место (символы Град Небесный и Град Божественный) или в городе обязательно предполагалась сакральная часть/ сакральный центр, вокруг которого строится все остальное. Соответственно, становится понятно, почему так, а не иначе построен город, почему он задает тот или иной ритм жизни. 
  2. Принцип разумности, который влияет на признание власти города над человеком. Он предполагает, что есть люди, которые настолько хорошо продумали план города и то, что для этого города будет благом, что человеку остается довериться этому разумному подходу и двигаться по городу без сопротивления (в России по этому принципу построен Санкт-Петербург, который а) спроектирован по определенному замыслу, б) все знают о том, что он создан именно таким способом). Отсюда вытекает одно предупреждение для людей, которые ориентированы на чувства и на эмоции: поскольку город не является объектом чувственного опыта, то вы можете столкнуться с отрицанием города (государства) как реальность. Это может проявляется в том, что у вас скорее формируется фантазия о городе, для вас город сужается до тех парков, скверов, улиц, которые вы считаете достойными, красивыми, атмосферными и т.д., т.е. город сводится к субъективным предпочтениям. А предупреждением это является потому, что когда вы сталкиваетесь с теми частями города, которые вы отрицаете (например, где грязно, где обшарпанные домики, разруха, заброшенность, ветхость), то можете испытывать страдание и раздражение или желание поскорее развидеть город, или уехать из него. Но ловушка в том, что субъективные ощущения и впечатления от города к реальному городу имеют косвенное отношение и часто вводят в заблуждения.

Поскольку я живу в городе (Волгоград), в котором недовольство городским пространством и даже нелюбовь к городу – это естественное состояние жителей, то я все время задаю себе вопрос: как воспринимать город так, чтобы вынести за скобки те негативные установки и стереотипы, которые мешают увидеть город по-новому? Как воспринимать новый город, в который ты приехал отдыхать или по работе без страданий?

В одной из таких недавних поездок в Вологду, где мы (я, Юрий Юрьевич Ветютнев и Александра Воробьева) записывали подкаст про город и выявили алгоритм. Для того, чтобы научиться воспринимать и соответственно лучше понимать город, нужно:

  1. Как можно больше ходить по городу пешком. Причем важны не столько бесцельные прогулки по городу (не все такие любят), сколько те, что по пути к вашему пункту назначения. Например, я часто хожу пешком от садика сына до дома (садик находится далековато от дома) разными маршрутами, рассматривая улицы, дома, магазины, кафе или когда нужно идти в театр, то тоже дохожу до него пешком. Почему целенаправленная ходьба по городу лучше, чем просто блуждание? Тем, что ваша цель делает ходьбу осмысленной, все структурируется вокруг вашей цели, поскольку вы знаете, куда вам идти, где повернуть, где можете остановиться и кофе попить. При блуждании разные части города могут сливаться и нет осмысленности именно города, скорее город становится просто фоном и образ города не формируется.
  2. Когда строите маршрут до вашего пункта назначения, то включайте в этот маршрут культовые места (минимум 1). Это нужно для того, чтобы встроить свою индивидуальную судьбу в то, что является общезначимым, присоединиться к коллективному прошлому.
  3. После того, как вы совершили прогулку по новым улицам, районам, то дома уже можно посмотреть на карте города тот маршрут, который вы прошли. Это позволяет увидеть проекцию своего пути на схеме + закрепить в памяти твой маршрут, что впоследствии поможет вам в свою внутреннюю карту города вложить те визуальные образы, которые вы увидели во время ходьбы.
  4. Рефлексия о городе. После длительной прогулки задать себе вопросы о городе: какой город я увидела? Что за впечатления я получил? Как назвать то, что я увидел? Как концептуализировать ту часть города, с которой я познакомился?
Иллюстратор: Ксения Вязова

Восприятие и понимание города начинается именно с открывания частей этого города. Редко бывает так, что город открывается сразу полностью, особенно если это крупные города. Поэтому те, кто хотят создать в сознании образ своего или чужого города, то они собирают этот образ по частям. Важно учитывать, что восприятие города противоположно утвердившимся и закостенелым представлениям/ стереотипам о городе. Поэтому если вы хотите увидеть город, то хотя бы на время следует вынести за скобки все то, что вы о нем знаете (особенно негативные высказывания). Особенно такая практика подойдет тем, кто хочет полюбить тот город, в котором живет или кто хочет полюбить путешествия и меньше страдать от пребывания в городах.

Happy
Happy
0 %
Sad
Sad
0 %
Excited
Excited
0 %
Sleepy
Sleepy
0 %
Angry
Angry
0 %
Surprise
Surprise
0 %

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя