Екатерина Выдрина
Перед написанием этой статьи я отправилась в долгожданное путешествие в Петербург — город, в который я езжу за вдохновением каждый год. Моё путешествие началось с интересного случая на Ленинградском вокзале: я зашла в привычную «Шоколадницу» и заказала чай с вишневым вареньем, после чего через некоторое время подошёл официант с чайником и извиняющимся тоном сказал, что варенье осталось только клубничное. Я согласилась на замену в ожидании, что он принесёт десерт в отдельной креманке, но события развернулись иначе. «А я его уже положил» — ответил он. «Куда положили?..» — «В чайник». Варенье. В чай. Тогда я подумала, что в этом путешествии я на многие вещи взгляну под другим углом и задалась вопросом: как смена восприятия и опыт путешествия в целом способствует вдохновению? И какое воздействие эти события оказывают на деятельность дизайнера?
Текст я написала после возвращения и осмысления этого опыта. Результатами размышлений с позиции практикующего дизайнера я делюсь с вами.
Насмотренность и вдохновение
Дизайнер едет в путешествие для вдохновения, расширения и обогащения визуального опыта — так называемой насмотренности. В основном это понятие употребляют в профессиональном дискурсе представители творческих профессий, деятельность которых связана с визуальной составляющей: дизайнеры, художники, фотографы, представители киноиндустрии… Так какой же визуальный опыт получает дизайнер и на что он обращает внимание? А главное, зачем?
Не секрет, что архитектура и интерьер связаны как внешнее и внутреннее через единую оболочку. Путешествуя, наблюдая решения в архитектуре разных стилей и эпох, дизайнер замечает законы, пропорции, видит решения по использованию тех или иных материалов и затем, переосмысливая, применяет их в интерьере с учётом собственных задач. Например, архитектурный лепной декор изначально использовался на фасадах со времен древних цивилизаций и стал важным определяющими атрибутом стилей вплоть до XX века. Используя такой декор в интерьере, зодчий подчеркивал особенности конструкции здания, именно поэтому и сегодня дизайнеры и архитекторы располагают его с учетом исторического применения в соответствии с принципами гармонии. Древние греки считаются создателями классических форм лепнины, после чего свой вклад внесли римляне, добавив к строгим и лаконичным греческим формам пышные элементы роскоши и могущества. Зодчие последующих эпох использовали и трансформировали лепной декор в различных стилях. В XVII-XIX веках важной частью образования представителей европейской аристократии был так называемый гран-тур (фр. Grand Tour, что значит «большое путешествие») – путешествие, главное целью которого было знакомство с искусством и культурой других стран. Посещение Италии было обязательным пунктом такой поездки.
Для создания современного интерьера в стиле неоклассики особенно необходимо знание канонического расположения архитектурных элементов, понимание их назначения, а также гармоничных пропорций. Полезно также наблюдение за устройством различных узлов, например, аутентичной раскладкой паркета в углу комнаты в здании в стиле классицизм.
Накапливая визуальный опыт, переходя от экстерьера к интерьеру, дизайнер замечает и анализирует взаимосвязь внешнего и внутреннего, формирует представление уместности того или иного интерьера в здании определённого стиля. Например, в домах сталинской постройки пропорции помещений таковы, что в них удачно и уместно смотрятся классические элементы: лепной декор, молдинги и карнизы, однако тот же декор в хрущевке выглядит нелепо и смешно. Однако, в хрущевках хорошо смотрится мебель 60х годов и аналогичная ей, разработанная специально для такого типа жилья. Помимо этого, оказываясь в месте с другой культурой, дизайнер не только получает эмоциональные впечатления и проникается духом места, но также подмечает различные детали быта, которые может интегрировать в свои проекты. Даже более близкое знакомство с русской культурой XVII-XIX века уже даёт массу поводов для размышления. Например, ранее кухня считалась типично служебным помещением: приготовление еды было сопряжено с чадом и множеством грязных работ вроде забоя птицы. Чаще всего в кухне предусматривали задние двери для того, чтобы было удобно заносить продукты (не через парадный вход!) и выходить во двор. Столовая и гостиная считались парадными помещениями, поэтому популярная сегодня идея организации объединенного пространства кухни-гостиной посчиталась бы достаточно дикой: такое объединение означало бы моментальное понижение ранга гостиной до помещения служебного. Для современного человека с иным ритмом и стилем жизни такое решение кажется совершенно обычным, однако задумайтесь: возможно, ваш быт станет краше, если вы начнёте принимать пищу отдельно, не имея в поле зрения рабочую поверхность кухни, кастрюльку с кашей и сковородку? Тем более что реализовать такое планировочное решение вполне возможно во многих квартирах.
Казалось бы, при чем же здесь путешествие? Чаще всего именно в путешествии человек открыт новому опыту, имеет силы и настроение не только смотреть, но и видеть новые, неожиданные для себя решения, даже если музее вашего города на каждой второй экскурсии рассказывают о культуре быта.
Помимо образовательных дизайнеры и другие представители творческой индустрии совершают исследовательские путешествия. В этом случае развитие насмотренности является эффектом такой поездки. Например, представители неорусского концепт-стора «Палаты» в Петербурге часто отправляются в экспедиции по городам и природе России для поиска талантливых мастеров, которые возрождают и переосмысливают национальные традиции и ремесла.
Так, Екатерина Громцева производит панно из джута, выполненные в технике ажурного ткачества, Руслан Мазлоев делает объёмные панно из рогоза — многолетней болотной травы, в традиционной технике арджен — адыгской (черкесской) циновки. Такие панно из рогоза можно произвести только вручную. Все цвета достигаются естественным путем, например, траву высушивают на солнце для получения бледно-соломенного цвета, а для получения темного, насыщенного оттенка закапывают в землю на определённый период.
В исследовательском путешествии можно не только познакомиться с талантливыми мастерами и узнать о национальных ремеслах, но и решить творческую задачу. Например, несколько лет назад на исследовательском курсе «Русский интерьер» в Высшей школе дизайна «Детали» дипломным заданием было найти цвет русской палитры: цвет, который ассоциировался бы с русской культурой и природой. Студенты курса представили множество интересных работ, среди которых были такие: «Невежинская рябина» — цвет уникального сорта рябины села Невежин Владимирского уезда, «Воздух родного дома» — цвет, вдохновленный живописью Коровина и его тоской по покинутой Родине, «Никоновский изразец» — цвет изразца Ново-Иерусалимского монастыря, «Лазурь Преображенская» — цвет с иконы Преображение Феофана Грека, и другие. Благодаря этим ценным исследованиям дизайнер получает возможность создать современный русский интерьер, используя цвет как главный инструмент для передачи идеи, не прибегая к банальным ассоциациям. Подобная практика распространена в Англии: представители брендов английских красок Little Green и Farrow&Ball ездят в путешествия по территории королевства для поиска новых цветов для их цветовых палитр. Компания Little Green сотрудничает с британской государственной комиссией по историческим зданиям и памятникам English Heritage и создает аутентичные палитры, воспроизводя цвета, в которые окрашивали здания столетиями назад. У каждого оттенка в исторических палитрах Little Greene есть своя история. В архиве компании есть множество цветов, датированных начиная с XVIII века, а также паттернов обоев, что позволяет создать интерьер с подлинным английским настроением. Например, в палитре Green есть цвет Hopper, в который были окрашены деревянные рамы в доме драматурга Бернарда Шоу, а оттенок Tabernacle воспроизводит цвет беседки в усадьбе Чартвелл, принадлежавшей политику Уинстону Черчиллю.
Таким образом, путешествуя, дизайнер развивает насмотренность и решает творческие задачи для своих проектов, однако для успешной деятельности этого недостаточно. Действительно, как это применять, если о тебе, например, почти никто не знает? Об этом в следующем пункте.
Продажи и продвижение
Путешественник, желающий посетить большое количество разнообразных мест, неизбежно сталкивается с необходимостью расстановки приоритетов с учётом своих сил и возможностей. Поскольку ресурс человека ограничен, а также ограничено время путешествия, он посещает лишь часть желанных объектов, оставляя другие без внимания. Для дизайнера как человека визуальной культуры это могут быть не только природные и культурные достопримечательности, но и, допустим, места жительства, которые различаются по своей концепции и дизайну. Например, когда я путешествую, я всегда выбираю хостел или отель с хорошим интерьером, который я автоматически оцениваю профессиональным взглядом и ставлю себя на место заказчика. Однажды мне понравилось два хостела с принципиально разными концепциями, и я так захотела пожить в обоих местах, что последовательно забронировала оба. Мне повезло, они находились на соседних улицах, и переезжать было достаточно комфортно. А сколько ещё отелей осталось без внимания, в которых хотелось бы проснуться?
Таким образом, формируется жадность к впечатлениям, и дизайнер, жаждущий удовлетворить свои потребности, начинает планировать следующее путешествие. Поскольку любое путешествие сопровождается финансовыми затратами, дизайнер начинает анализировать свою деятельность и искать новые или усовершенствовать старые пути зарабатывания денег в профессии. Конечно, эти задачи были и до путешествия, но именно путешествие, свежие впечатления и жажда новых в сочетании с отдохнувшим телом и мозгом мотивируют активно подойти к решению этого вопроса. Так, фотографии, сделанные в процессе путешествия, дизайнеры часто используют как основу для качественного экспертного контента, а какой-либо нестандартный случай в путешествии при случайном упоминании в разговоре может послужить началом полезного знакомства (то, что сейчас называют нетворкингом). Например, в своём недавнем путешествии в Петербург я устроила тур по ресторанам с лучшими интерьерами в городе по версии AD Magazine, сделала множество фотографий, выложила в сеть с экспертными комментариями и получила достаточно хороший отклик. Процесс оформления контента полезен дизайнеру не только для продвижения, но также и для анализа увиденного: процедура анализа необходима, поскольку только осознанное видение помогает не только пополнять копилку визуального опыта, но и пользоваться им.
Разнообразие опыта позволяет привлекать таких же разнообразных заказчиков: активные путешествующие заказчики, открытые новому, скорее предпочтут дизайнера со схожими взглядами и опытом. Конечно, заключение договора на разработку проекта лишь первый шаг на пути к интерьеру: во время проектирования и реализации возникают различные ситуации, для разрешения которых дизайнер должен обладать еще одним важным качеством – гибкостью.
Гибкость
Отправляясь в путешествие, человек обычно планирует его в соответствии со своими целями: выбирает место жительства, продумывает маршрут, знакомится с инфраструктурой местности или готовится к её отсутствию, и пр. В этом смысле путешествие является проектом: есть концепция (например, восход на Эверест), то есть некая идея или набор идей, которая является определяющей для формирования стратегии поведения, есть средства, используемые в процессе реализации (снаряжение, подготовка), есть цель («взойти на Эверест») и итоговый образ результата («я стою на Эвересте»). Оказываясь на месте, путешественник вынужденно корректирует свои планы в зависимости от внешних факторов, на которые он не может повлиять. Такими факторами становятся, например, переменчивая погода, плохое самочувствие, разногласия с партнёрами по путешествию или изменившийся режим работы культурных объектов. В любом случае, обстоятельства меняются в том или ином масштабе и человек оказывается перед выбором: расстроиться из-за разрушенных планов или найти альтернативный способ времяпровождение в соответствии с целями. Например, во время моего путешествия в Петербург я планировала посетить город Сестрорецк в Курортном районе области. Я давно хотела съездить в Сестрорецк, посмотреть на старинные дачи в окружении лесов и отдохнуть на побережье Финского залива: природа и большое количество воды действует на меня умиротворяюще. В действительности оказалось так, что как раз в эти дни непрестанно лил дождь, и выбраться из дома оказалось затруднительно. Решение нашлось: эти дни я провела в огромном акваклубе, в котором оказалась зона отдыха с видом на лес, параллельно осмысливая влияние этого путешествия на дизайнера.
Таким образом, человек проявляет гибкость, оставаясь при этом верным концепции своего путешествия, и этот процесс аналогичен процессу проектной деятельности дизайнера. Дизайнер, разрабатывая проект интерьера, также имеет концепцию, подбирает наилучшие, на его взгляд, решения в соответствии с этой концепцией и контролирует процесс реализации проекта строителями. Поскольку реальный проект дизайнер разрабатывает по техническому заданию заказчика, дизайнер представляет заказчику все этапы работы, получает обратную связь и при необходимости вносит корректировки в проект. Редко бывает так, что заказчик согласовал вообще все решения без единой правки, и именно внесение правок с сохранением верности концепции является естественной частью работы дизайнера. Если дизайнер будет жёстко настаивать на всех без исключения решениях, не принимая во внимание пожелания заказчика, то с большой долей вероятности диалог будет не продуктивным и главная цель — реализовать проект — не будет достигнута. В процессе реализации дизайнер также вносит изменения в проект в зависимости от внешних обстоятельств: например, в последнее время на рынке резко сократилось количество доступных брендов электрики, сантехники и бытовой техники, а также отделочных материалов, и дизайнер вынужден подбирать аналоги, максимально подходящие для ранее согласованной концепции интерьера.
Таким образом, путешествие помогает дизайнеру совершенствовать профессиональные навыки и развивать качества, необходимые не только для разработки художественно и технически качественного проекта, но также для взаимодействия с заказчиками и собственного продвижения. Когда дизайнер имеет силы и ресурс для творчества, владеет разнообразными инструментами и навыками, приходит вдохновение для создания интерьера, радующего и заказчика, и дизайнера.