Меню Закрыть

««Общество спектакля» и параноидальный человек в период Холодной войны»

Автор Владислав Гуренко

Доподлинно известно, что накануне Хэллоуина 1938 года артисты «Mercury Theatre» решили поставить в своей часовой радиопрограмме роман Герберта Уэллса «Война миров», перенеся его действие в Нью-Джерси 1939 года. В начале часа ночи один из артистов объявил о начале радиоспектакля, после чего прозвучал прогноз погоды, а затем начался концерт. Однако музыку прервало срочное сообщение, что на Марсе наблюдаются странные вспышки. Затем якобы известный профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон (озвучен Орсоном Уэллсом) опровергал возможность существования жизни на Марсе. Концерт продолжился, но вскоре опять был прерван якобы специальным выпуском новостей. Репортёр с места событий передавал о приземлении какого-то металлического цилиндра. По сообщениям газет, постановку слушали около 6 миллионов человек, и примерно пятая часть из них приняла её за реальные новостные репортажи.

Памятник приземлению марсиан в Гроверс-Милле


Различные источники по-разному описывают последствия этого спектакля. Существуют сведения, что целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов. Некоторые спешно собирали вещи, чтобы уехать из города. Другие требовали, чтобы вооружённые силы страны либо покончили с пришельцами, либо раздали оружие всем желающим. Телефонные линии в тот вечер были перегружены в 5 раз. Пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Нью-йоркская полиция только за четверть часа получила более двух тысяч вызовов, а в Нью-Джерси были мобилизованы Национальная гвардия и моторизованные пожарные бригады. Волна паники разрасталась настолько, что некоторые граждане думали, что нацистская Германия наносит удары по США. И всё это из-за одной передачи по радио, которая была поставлена настолько реалистично, что взбудоражила чуть ли не все слои американского общества. После этого случая в американской среде возрос обратный эффект, а именно недоверие к СМИ. Поэтому после японской атаки на Пёрл-Харбор часть слушателей решили, что радиостанции снова устроили розыгрыш. Таким образом, можно сделать вывод, что спектакль как часть культуры не обусловлен только театральной сценой, но он имеет свойство прорываться в обыденное сознание. Более того, он имеет свойство им управлять. Изучение масс-медиа и антропологического проекта побуждало философов исследовать этот феномен культуры. Одним из этих исследователей был французский мыслитель Ги Дебор (1931-1994). Ги Дебор известен тем, что ввёл в философский дискурс концепт «общество спектакля».

Общество спектакля — это такое состояние культуры и социума, которое вызывает покорность и податливость массового сознания через яркие образы. Спектакль представляет собой и само общество, и его способ унификации. Спектакль — это не просто совокупность образов, это общественное отношение между людьми, опосредованными образами. У спектакля есть монополия на видимость.

Какой можно сделать вывод после этого определения? Общество спектакля — массовая генерация образов масс-медиа. В отличие от средневековья, где Христианская символическая оптика была традиционной и тотальной. При современных капиталистических отношениях нет официальной линии толкования. Её отсутствие является базовым условием для формирования общества спектакля. Зритель в этом спектакле выступает в виде пассивного индивида, которого пичкают образами. Этот индивид-образ Дебора и замещает  индивида-вещь у Маркса. Поскольку Ги Дебор был представителем левого нео-марксистского направления, он корректирует особенность этой фетишизации, которую описывал Карл Маркс. Когда Маркс писал про товарный фетишизм, он показывал, что отношения между людьми подменяются отношениями между вещами. Конвейерная механистическая работа перепрограммирует работника в вещь. Точнее работник начинает мыслить себя как вещь, что является следствием телесного отчуждения. Подобное утверждал и Энгельс, когда описывал отчуждение от своей телесности проституток. Таким образом, можно предположить, что луддиты, которые крушили ткацкие станки на фабриках, крушили их не только потому, что боялись умереть от безработицы, но и из-за чувства ревности. Рабочий не мог мириться с проигрышем в конкурентной борьбе с машинами.   

Ги Дебор. Париж, июнь 1954 г.

Ги Дебор берет эту марксистскую оптику, однако товары и вещи подменяет образами. Соответственно, образы вытесняют мыслительную индивидуальность человека и фундируют его мышление. То, что раньше воспринималось непосредственно, отныне оттеснено в спектакль. Такой наплыв образов уже невозможно рационально и отвлеченно созерцать. Для общества спектакля есть правило: «Реально значит то, что показали по телевизору». Если об этом не говорят в СМИ, значит, этого события и не было. Поскольку СМИ принадлежит власть по интерпретации событий, они не брезгуют подменять понятия или использовать «чиновничий» новояз. Например, в советское время ситуация на Чернобыльской АЭС предпочтительно обозначалось понятием «авария», хотя к Чернобылю применительно именно понятие «катастрофа», поскольку «авария» от «катастрофы» отличается тем, что при авариях обычно не погибают люди.

Современный человек, который ходит в кино или на спектакль, часто оценивает то, что он увидел словом «зрелищно». Но не понятно, что стоит за этой зрелищностью? Например, в масс-медиа существует устоявшийся концепт «картинка».  Режиссёр или продюсер может сказать оператору фильма: «Мне нужна хорошая картинка». Концепт «картинка» красноречиво показывает исключительно поверхностное или декоративное схватывание фильма. Следовательно, огромное значение в масс-медиа уделяется внешней стороне. По сути, Дебор и французские философы продолжают поднимают средневековый вопрос, который еще задавали номиналисты и реалисты: «Любое проявление знаков или образов в культуре вторично или первично по отношению к сущности?». Т.е. за ними стоит какая-то идея (сущность) или же имена и знаки самореферентны?  Например, какая-нибудь блогерша, которая перед едой фотографирует блюдо и выкладывает в сеть. Стоит ли что-то за этим актом или это уже следствие нерефлексивной привычки? Другой пример — фотосессия жениха и невесты, где фотограф просит с шестого дубля пройтись молодоженам по тропинке, чтобы был нужный кадр. Наблюдатель может озадачиться вопросом: «Молодожёны по-настоящему испытывают друг к другу такие чувства или же они играют для фотографа?». В этом и состоит базовый проблематизирующий эффект от концепта «общество спектакля».

Итак, относительно идеи «общества спектакля» можно сделать следующие выводы:

1. Специфичным признаком для «общества спектакля» является то, что поступки субъекта не являются непосредственными. Взгляды и мысли субъекта фундированы образами масс-медиа, которые заменили товарный фетишизм Маркса стереотипными и шаблонными образами.  

2. Интимность подменяется экстимность (Жижек).  Речь идёт о жизни на показ — ведение блога, реалити-шоу, в которых рождение ребенка, смерть близкого становятся уже часть общественного достояния. Например, эту особенность хорошо показывает фильм «Шоу Трумана» с Джимом Керри. 

3. Тех, кто смотрит спектакль, одолевает фасцинация (завораживающие зрелище). Это такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается под напором ярких образов.  

Параноидальный человек в спектакле холодной войны

Холодная война — это устоявшийся в исторической науке концепт, который описывает глобальное геополитическое, экономическое и идеологическое противостояние социалистического лагеря, в центре которого был СССР, и капиталистического, где главенствующую роль играла политика США. Холодная война не ведется агрессивно между СССР и США, но при этом ни одна из сторон не скрывает своего враждебного отношения друг другу. Поскольку нет агрессивного ведения войны, огромные ресурсы конфронтации были направлены создание пропагандистских образов. Поэтому это время лучше подходит для того, чтобы описать как проявляется спектакль в этот напряжённый исторический момент. Ниже будет приведена концептуализация с примерами различных проявлений спектакля в период холодной войны.

Агитационный плакат в период «Холодной войны

Дипломатический спектакль: «Хрущёв и Диснейленд»

В 1959 году Никита Хрущёв со своей женой путешествовал по США. Это был первый визит Хрущева в США. Не будет преувеличением отметить, что Хрущёв воспринимал культуру США преимущественно как набор образов, который ему избирательно демонстрировала капиталистическая страна. Один противоборствующий лагерь активно фасценируют образы для главы идеологически враждебного государства. Например, в Лос-Анджелесе Никита Хрущев наблюдает за съемками фильма 1960 года «Канкан» на студии 20th Century Studios. Известные американские актеры, такие как Гэри Купер, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор и Мэрилин Монро, встречались и приватно общались с Хрущевым. Известно, что Хрущев должен был посетить Диснейленд, однако 19 сентября этот визит был отменен из-за соображений безопасности. Это привело в гнев Хрущёва, который на сцене прилюдно упрекнул США в том, что это несвободная страна, поскольку организаторы встречи ограничивают передвижение генерального секретаря. На просторах интернета можно найти видео этого возмущения. После посещения США Хрущёв распорядился строить в СССР детский парк «Страна чудес», однако проект так и не был воплощён в жизнь. Характерно, что США скармливали Хрущёву образы достатка, свободы и беззаботной жизни, которыми Хрущев был заворожён. Так сработал спектакль, где происходила фасцинация в адрес Хрущёва.

Визит Н.С. Хрущёва в США. 1959 г.

Ядерный спектакль: «девочка с ромашкой и девочка с мороженым».  

Ядерная гонка вооружений часто вызывала настоящую паранойю как в США, так в СССР. В США для того, чтобы, с одной стороны, сбить у американских граждан страх перед ядерным оружием, с другой, открыто продемонстрировать СССР свою ядерную мощь, продавали билеты на просмотр ядерных испытаний. Легко можно было представить себе, как молодые люди в очках с завораживающей улыбкой наблюдают за растущим в дали ядерным грибком. Завораживающий спектакль сделал ядерное оружие обыденной и популярной частью культуры. Так, например, в моду вошёл новый открытый купальник «бикини», который был назван в честь острова, где проходили ядерные испытания.  Но постепенно, зная, что ядерная и водородная бомба есть у СССР, любые сценарии ядерной войны приводили в ужас. Ядерная бомба из символа величия нации превратился в реальную угрозу. Страх советского ядерного оружия качественно перестроил культуру США. Например, в школах учителя показывали детям мультфильм «Duck and Cover» про черепашку, которая прячет голову в панцирь. Учителя пели с детьми эту песенку, попутно прикрывая голову руками. Эта песенка нужна была для того, чтобы при случае ядерной атаки со стороны СССР психологически и физически подготовить детей к возможному ядерному удару.

Фрагмент из предвыборного ролика «Дэйзи»

Американские политики спекулировали страхом ядерной войны для президентской кампании. Спектакль разворачивался для того, чтобы показать страх перед ядерной войной вообще. Таким страхом спекулировала предвыборная кампания президента Линдона Джонсона. В 1964 году по американскому телеканалу показали предвыборную рекламу, которая называлась «Дэйзи». По сюжету рекламного ролика маленькая девочка стоит на лужайке и обрывает лепестки ромашки. Она считает, сбиваясь и неправильно называя некоторые числа: «Один, два, три…». Когда она отрывает последний лепесток и досчитывает до десяти, зловещий мужской голос начинает обратный отсчёт: «Десять, девять, восемь…». Девочка испуганно поднимает голову. Камера приближает её глаза, пока зрачки не заполняют весь экран. Мужской голос досчитывает до нуля, раздается звук взрыва, и картинка сменяется поднимающимся огромным грибовидным облаком от ядерного взрыва. За кадром звучит решительный голос Джонсона: «На карту поставлено всё! Сделать мир, в котором смогут жить все дети божьи, или исчезнуть во тьме. Мы должны любить друг друга, или мы умрём!». Его сменяет голос диктора: «Голосуйте за президента Джонсона 3 ноября. Ставки слишком высоки, чтобы оставаться дома». Этот ролик был показан всего один раз, но он успел вызвать паническое настроение у телезрителей. Кандидат в президенты, который выступал против применения ядерного оружия, стал четко с ним ассоциироваться.

Масло в огонь подлил последующий предвыборный ролик Линдона Джонсона, где теперь другая маленькая девочка с удовольствием ела мороженое. За кадром ролика звучит женский (впервые в политической рекламе) голос: «Представляете, чем раньше занимались люди? Они испытывали в воздухе атомные бомбы. Потому детям неплохо бы употреблять как можно больше витамина А и кальция. А стронций-90 и цезий-137 не надо. Они выделяются при взрыве атомной бомбы. Они радиоактивны. От них можно умереть. И знаете, до чего люди в конце концов додумались? Они собрались вместе и подписали договор о запрете испытаний ядерного оружия, и тогда радиоактивные яды начали исчезать. Но вот появился человек, который хочет стать президентом Соединенных Штатов и которому не нравится этот договор. Его зовут Барри Голдуотер, и, если его выберут, испытания могут возобновиться». Барри Голдуотер был соперником Джонсона на президентских выборах в США, который выступал за открытое противостояние с СССР. Нетрудно догадаться, что подобный ролик только усугубил страх перед ядерным оружием. Подводя итоги, можно заметить, как спектакль спекулировал восприятием американцев относительно ядерного оружия: от чувства гордости и радости до панического ужаса. Подобная спекуляция была описана в предыдущем номере журнала «Философия игры» на примере «драфтовой лотереи» в рамках мобилизации для боевых действий во Вьетнаме.

Спектакль после холодной войны активизировал следующие социальные и психологические эффекты:

  1. Гражданская и культурная паранойя, вызванная страхом вооружённого конфликта между США и СССР.
  2. Создание особого рода произведений искусства: фильмы про шпионов, создание новых музыкальных направлений (Рок-н-ролл), живописи (поп-арт) и пр. 
  3. Активизация «теорий заговора» (инопланетный захват, книга Джессапа Морриса «The case for the UFO» )
  4. Подражательность («Космическая программа Замбии»).