Меню Закрыть

Любовь и удовольствие: как нам выжить среди этой смертной работы?

Павел Прохоренко

Рецензия на книгу: Сара Джаффе. Дорогие коллеги! Как любимая работа портит нам жизнь (пер. с анг. К Митрошенкова). Индивидуум, 2023.

Дорогие коллеги – это фундаментальная книга американской социологини Сары Джаффе, посвященная феномену работы. Структурно она поделена на две части, связанные с важнейшими понятиями, которые оказываются встроены в идею работы и с помощью которых корпорации и социальные институты умело манипулируют людьми. Эти понятия любовь и удовольствие.

В каждой из частей по пять глав, каждая из которых соответствует анализу определенной профессии. Джаффе прослеживает краткую историю возникновения каждой из профессий и то, какова ситуация с работниками в этой сфере в современных США.

Книга начинается с того, что авторка сразу признается в том, что у нее нет постоянной работы, то есть она относит себя к прекариату. И это тот социальный слой, которому в книге уделено много внимания.

Сара Джаффе прослеживает, как в эпоху позднего капитализма стал формироваться фетиш труда. Идея о необходимости упорного труда, которая сейчас кажется или частот подается, как эссенциальная, ещё в конце 19-го века была отнюдь не очевидной. Так, например, все рабочие движения были построены на идее уменьшения труда. В итоге, рабочим, как наиболее протестной части социума, был предложен «фордистский компромисс»: время рабочих в обмен на социальные гарантии. Этот компромисс дал возможность длительному периоду стабильности с Великой депрессии до 1960-х.

В итоге, основы современного неолиберализма с дальнейшим классовым расслоением, сворачиванием социальным программ и снижением уровня жизни Джаффе связывает с политикой Тэтчер, Рейгана и Пиночета. Ссылаясь на философа Асада Хайдера она приходит к выводу, что неолиберализм основан на двух конкретных явлениях: «на реструктуризации социальной, политической и экономической сфер под контролем государства» и на попытках – зачастую весьма успешных – переформатирования идей освободительных движений. Так, она пишет, что «неолиберализм внушает нам идею, что все необходимое и желанное в этом мире необходимо покупать». Что приводит к фетишизации труда и идеи успеха, которые составляют важный нарратив современной культуры. Достаточно посмотреть на количество книги и фильмов, посвященных истории успеха мультимиллиардеров вроде Маска, Цукерберга, Гейтса, Джобса и т.д. Таким образом, граждане, отказываясь от политической борьбы, становятся в этой структуре потребителями, а идея «капиталистического реализма» выдвигается как единственно возможная форма мира.

Теоретический фрейм книги сформирован вокруг нескольких важных понятий. Первым таким понятием становится понятие «аффирмативной ловушки». Она тесно связано с упоминавшейся ваше идеей о безусловной любви к работе. Очень актуальной такая ловушка оказывается в сфере услуг, где работник должен демонстрировать свою любовь к работе и клиентам, выполняя большой объем эмоциональной работы. Иными словами, аффирмативная ловушка возникает тогда, когда рабочие, «борясь за выживание, утверждают собственную эксплуатацию».

Другим важным понятием, которому в книге уделено много внимания и на котором выстроены несколько примеров является понятие «негативная солидарность». Так как неолиберальные государства сознательно стремятся к сокращению социальных программ и гарантий, то возникают разные социальные страты. И в итоге люди, которые имею хоть что-то, отказываются от протестной солидарности с теми, кто не имеет ничего или почти ничего: с прекариями и разными номадами, которых государство сознательно маргинализирует. Таким образом, конечная цель всего этого – индивидуализация. Всё, что с вами происходит на работе – ваше дело, а если она не нравится – всегда можно найти другую. Такая нехитрая мысль и перекладывает ответственность с компании на работника и одновременно оправдывает высокую текучку кадров, так как всегда найдутся доступные работники, которых можно легко контролировать и увольнять.

Очень важный тезис книги Джафее заключается в том, что «неолиберализм попытался продать нам не свободу от работы, а свободу, которую мы якобы можем достичь при помощи работы». Современный работник мало что контролирует на работе. Отчужденный труд становится квинтэссенцией современной работы в самых разных сферах. И это следующий важный вопрос, какие же сферы исследует Джаффе.

В первой части («Так называемая любовь») социологиня исследует феномен любви, связанный формально или на уровне некоего консенсуса с разными видами работы. Первые две главы посвящены семье и домашнему труду. Джаффе убедительно показывает, как исторически навязывалась безусловная любовь к домашнему труду. Такой труд был романтизирован в том числе благодаря новой концепции «брака по любви»: ведь если он по любви – значит и всё, что с ним связано тоже по любви, включая домашнюю работу. Семья предстает своеобразным убежищем от сложного и тяжелого мира труда. Проблема в том, что такой идеал был актуален для богатых белых семей, которые могли позволить нанять себе прислугу, в то время как для женщинам из рабочего класса – той же прислуге – приходилось заниматься двумя видами труда. Джаффе фокусируется на одной важной детали в этом домашнем труде. А именно на производстве любви как основе брака, то есть на женщину была возложен ещё и эмоциональный труд. Отдельно она касается прав и возможностей темнокожих женщин, которых принуждали к труду сначала как рабынь, а затем на низкооплачиваемых позициях, причем им вменялось в социальную обязанность работать на каких-то позициях, притом что и домашний труд для них никто не отменял.

Далее Джаффе исследует, как исторически складывалась система минимальной оплаты труда, как развивалось движение за социальное обеспечение и наконец приходит к идее безусловного базового дохода, который в этой интерпретации становится формой оплаты домашнего труда. Исторически это вылилось в ряд движений, одной из которых стало целой кампанией «За оплачиваемую работу по дому». Однако сначала реформы Рейгана, а затем и неолиберальная политика Клинтона серьезно укрепили статус традиционной нуклеарной семьи, а домашний труд стал частью политики, направленной на восстановление протестантской этики труда только теперь ещё и на основе ряда законов. В итоге неолиберальная романтика свободного рынка удивительным образом соединилась с романтизированным идеалом семьи, созданным и присвоенным мужчинами. Это привело к появлению сообщества «трад-жен», участницы которого подчеркивают свой статус домашних хозяек, что это стало обратной стороной фемреволюции.

В итоге, Джаффе пишет, что критика концепции семьи не равно отрицанию ценности домашнего труда. Наоборот, сама забота имеет «революционный потенциал». «Что, если приоритетом для общества станут отношения между людьми и все материальное производство будет ориентировано на них»? Наконец, стремление к тому, чтобы «капитализм платил за заботу, значит добиваться уничтожения капитализма».

Глава 3 и глава 8 пересекаются, хотя и находятся в разных частях. Одна из них посвящена учителям, другая – академическому миру. Джаффе показывает, как складывалась система профсоюзов, защищающих учителей и академических работников особенно во времена паранойи насчет красной угрозы. Однако они ничего не смогли противопоставить, когда большое влияние на систему образования стали оказывать «корпоративные реформаторы». Они вырабатывали комплекс вины у учителей за низкое качество образования, требуя от учителей работать больше за меньшие деньги. Увеличилось количество учеников в классе, а некоторые гуманитарные предметы были изъяты из школьной программы. В книге приводятся неутешительные цифры, связанные с зарплатой учителей и преподавателей университетов и колледжей, а также с сильным оттоком людей из профессии из-за условий труда.

Если первая часть книги фокусировалась на навязываемой идее любви в разных профессиях или статусах (работа по дому, розничная торговля, НКО, семья), то во второй части речь пошла о другом навязанном концепте – удовольствии.

Рассматривая такие профессии и сферы занятости, как искусство, технологии, стажировка, академический мир и профессиональный спорт, Джаффе пишет о том, как часто в них принцип удовольствия и важности дела, например, в сфере академической работы, подменяет условия труда, зарплату и социальные гарантии. Другой пример — сам статус художника, пишет она, обладает аурой эксклюзивности, поэтому галереи платят очень небольшие деньги, а в сферу продаваемых и важных фигур в мире искусства выбиваются единицы, в то время как остальные довольствуются случайными заказами, отдельными плохо оплачиваемыми проектами. При этом в этой сфере, как правило, нет ни социальных гарантий, ни регламентированного труда.

Прекарность и в целом номадические профессии, становятся для Джаффе главным объектом исследования. Она показывает, как хрупка социальная защищенность у таких людей, с какими сложностями они сталкиваются и почему система, государство своими реформами и контрреформами сделали их жизнь такой. Джаффе возводит ключевые изменения, касающиеся этих сфер, к 70-80-м годам, когда формируется неолиберальный порядок, значительно ослабивший идею помощи государства незащищенным или малозащищенным слоям. Она убедительно показывает, как в 90-е новый капитализм в эпоху Клинтона закрепляет сложившийся порядок и статус профессий, связанных с образованием, искусством и, в целом, с заботой.

В заключение Сара Джаффе размышляет о том, что такое любовь в контексте работы. Цитируя Сильвию Федеричи, она пишет: «Ничто так сильно не подавляет нас, как превращение в работу тех занятий и отношений, от которых мы получаем удовольствие». Она делает вывод, что капитализм сделал любовь и работу амбивалентными и, по сути, взаимозаменяемыми явлениями. Работать приходится буквально ради выживания – и это чрезвычайная порочность системы, так как именно сейчас производство требует минимальный человеческий ресурс. Любить же приходится в ситуации всё большей отчужденности, которой сильно способствует условия работы, то есть социальное и институциональное давление. В итоге, любовь становится «всего лишь очередной формой отчужденного труда».

«Работа никогда не полюбит нас в ответ, но нас могут полюбить другие люди»

https://t.me/podbrustchatkoyplyazh — мой тг-канал, посвященный литературе и книгам