Меню Закрыть

Биополитика: конструирование послушных тел 

Автор:  Анастасия Торопова

Происхождение термина биополитика

Термин «биополитика» впервые был упомянут Фуко в цикле лекций «Нужно защищать общество», прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 гг. Затем Фуко  развивал тему биополитики в работе «Воля к знанию. История сексуальности. Том первый», а  также в курсах лекций «Безопасность, территория, население» и «Рождение биополитики», прочитанных в период с 1977 по 1979 года в  Коллеж де Франс.
В  своих работах Фуко обратил внимание на изменение старой  политики и возникновение нового типа власти, основной идеологией которой становятся нормирование и контроль над субъектом посредством дисциплинарного воздействия. Объектом стало человеческое тело, которое подвергается методичной и систематической муштре, манипуляциям, изменениям и контролю. В рамках новой властной системы тело необходимо сделать послушным, чтобы  его подчинить, а  также иметь возможо модифицировать, усовершенствовать и извлекать из него экономическую выгоду.

Фуко пояснил какой смысл вкладывал в термин “биополитика”: «Я понимаю под этим то, как начиная с XVIII в. пытались рационализировать проблемы, поставленные перед правительственной практикой феноменами, присущими всем живущим, составляющим население: здоровье, гигиена, рождаемость, продолжительность жизни, потомство… Мы знаем, какое все возрастающее место занимают эти проблемы начиная с XIX в. и какие политические и экономические цели они конституируют по сей день. Мне представляется, что эти проблемы неотделимы от рамок политической рациональности, в которых они возникли и обрели свое звучание» [1, c. 405].

Предлагаю следующее рабочее  определение:  биополитика это осуществление  власти государства, целью которой является контроль населения посредством биологической жизни — регулировать рождаемость и смертность, повышать уровень здоровья, расширять или сужать возможности миграции и тому подобное.

Население — изобретение биополитики
Биополитика возникла исторически в тот момент, когда возник  новый предмет мысли — население. Медицина проводит границу между нормой и патологией: собирает данные, наблюдает за болезнями, ищет способы лечения. Один из главных помощником медиков – это статистика. Врачи собирают информацию о каждом индивиде, а затем суммируют индивидуальную информацию в общую, связанную с физиологией, биологией, здоровьем и болезнями, формируя. Такой объект, сконструированный при помощи статистического метода, и получил название население.

Статистика собирает необходимую информацию о каждом отдельном индивиде, затем преобразуя ее в единый цельный объект – информацию о населении. Это позволяет выявлять среднюю продолжительность жизни, оценивать ее качество, контролировать уровень рождаемости и смертности. Знание о единичном теле трансформируется в знание о населении как народном теле, которым интересуется демография и здравоохранение.


Анатомо-политика vs биополитика

Мишель Фуко выделяет две политические стратегии по работе с телами и их здоровьем. Первая – анатомо-политика – изучает и влияет на индивидуальное тело посредством дисциплинарных практик. Дисциплинарные практики нацелены на повышение производительных сил единичных тел. Субъектами анатомо-политики являются анатомия, медицина, школьное образование, армия. Анатомо-политика занимается индивидуальным телом с личной уникальной биографией (свидетельство о рождении, медицинские карты, карты истории болезни и т.д.), биополитика же работает с анонимным обобщенным телом.

Вторая стратегия – биополитика, объектом влияния которого является население. Цель биополитики, по Фуко, – это массовое формирование здоровых и высокопроизводительных тел. Поскольку здоровье оказывается главным объектом биополитики, это способствует возрастанию медикализации повседневности. Сейчас может  казаться совершенно естественной  идея, что государство должно заботиться  о здоровье своих граждан. Но это не самоочевидная связь государства и здоровья. Например, как отметил не менее известный исследователь биополитики итальянский философ Джорджо Агамбен, античную политику не интересовала природная жизнь своих граждан. Репродукция, болезни, старение тел было делом семьи и ее лечащего врача: “в античном мире простая природная жизнь исключена из pölis как такового и в качестве жизни чисто репродуктивной четко ограничена пространством oikos” [2, с. 7—8].

Главное  — здоровье!

Цель биополитики, по Фуко, это массовое формирование здоровых и высокопроизводительных тел. Именно здоровье становится главным объектом биополитики, способствуя возрастанию медикализации повседневности: «в условиях современного общества медицина стала главным институтом социального контроля, вытеснив более «традиционные институты», такие, как религия и право, что привело к медикализации многих аспектов повседневной жизни, а здоровье из простого средства достижения блага превратилось в главное благо и цель человеческого существования». В работе «Рождение социальной медицины» Фуко отмечает, что тело – это биополитическая реальность, а медицина – биополитическая стратегия [3].

Важно заметить, что субъекты конструирования здорового тела множественны. Это, прежде всего, сам индивид, которому даже на юридическом уровне вменяется следить за собственным здоровьем. Питание, физические нагрузки, проверка своего здоровья в медицинских учреждениях, лечение болезней являются основными способами формирования и поддержания здорового тела. Государство создает стандарты здоровья, опираясь на статистику и медицинские данные. Коммерческие организации, со своей стороны, собирают информацию о пользе тех или иных продуктах, витаминах, о физической культуре, формируя новые мифы и разоблачая старые — для повышения спроса на новые товары по уходу за телом.

Медикализация повседневности

Медикализация повседневности начинается, когда человек подчиняет свою жизнь ценности здоровья: «В условиях современного общества медицина стала главным институтом социального контроля. Она вытеснила более «традиционные институты», такие, как религия и право. Это привело к медикализации многих аспектов повседневной жизни. Здоровье из средства достижения блага превратилось в главное благо и цель человеческого существования» [4, c. 256-257].  Медикализация по сути это способ рассматривать все явления жизни с точки зрения медицины: диета, удовольствия, сексуальная жизнь, отдых, работа  и  пр.

Но медикализация повседневности оказалась бы невозможной без такого компонента как дисциплина как способность человека соблюдать общественные правила и нормы. Фуко в работе “Надзирать и  наказывать” дал любопытное объяснение тому, как институт тюрьмы способствовал развитию дисциплинарных практик.

Иеремия  Бентам и тюремный пончик

Фуко анализирует концепцию тюрьмы  английского философа-прагматиста Иеремии  Бентама. Движимый идеей общественной пользы, Бентам в одном из трудов описал устройство идеальной тюрьмы — паноптикум, которая сократит расходы на содержание тюрьмы и сделает надзор за заключенными более эффективным. Модель Паноптикума представляет собой круглое как пончик строение со стеклянными внутренними перегородками.  В центре этого пончика находится башня, в которой сидит стражник. Прожектор фонаря светит на камеры, страж невидим для заключённых, а заключенные видны как на ладони. Люди вынуждены вести себя покорно, так как не знают, смотрит в данный момент на них страж или нет. Он может заснуть или уйти, но заключенные об этом не узнают. Паноптикум Бентама стал образцом для современных тюрем: постоянный надзор избавляет от необходимости применять телесные наказания. Так, вместо смертных казней и насилия над заключенными пришла дисциплина — работа с телами по выработке в них послушания. Если говорить марксистским языком, суть дисциплины заключается в том, чтобы научить тело подчиняться требованиям работодателя и эффективно трудиться.

Практика дисциплины тел вышла за пределы тюремного института и стала частью повседневности настолько, что уже не нужен внешний  страж, который дисциплинирует  наши тела. Мы сами становился для себя надзирателями, готовыми к самодисциплине. Биополитика работает так, что человек сам контролирует свое поведение, исправляет его, преследуя ценность здоровья. Как невидимый страж в Паноптикуме следит за заключенными, так невидимый врач сидит в наших головах и оценивает наши поступки с точки зрения пользы и вреда для здоровья.

Инструменты биополитики
Современное государство  вменяет обществу ценность здоровья, что особенно  выпукло было видно в 2020 году, в разгар пандемии. Даже  церковь, как заметил Агамбен, поставила на первое  место здоровье, отправив  верующих в локдаун. О непростом отношении верующих к пандемии можете прочесть статью Тихона Спирина “Конфликт идей во времена чумы: религиозное и светское” https://pir-magazine.ru/?p=6234 .

Биополитика воздействует почти на всех. И средства ее  осуществления разнообразны: прививки, диеты, зарядка дома, физкультура в учебных заведениях, соблюдение гигиены, медосмотр — добровольный и принудительный, стоматологические услуги. Например, практически во всех компаниях сотрудников заставляют проходить медосмотр, а без него не допускают к работе.

Цель биополитики — создание послушных тел

 На вопрос “В чем преимущество дисциплинарной власти?” Фуко отвечает так: она дает “масштаб контроля: не рассматривать тело в массе, в общих чертах, как если бы оно было неразделимой единицей. А прорабатывать его в деталях, подвергать его тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики — движений, жестов, положений, быстроты. Бесконечно малая власть над активным телом” [5, c. 199].

ЗОЖ как дисциплинарная практика это отличная иллюстрация того, как ценность здоровья подчиняет себе все жизненные ритмы. Здоровый образ жизни – очередная дисциплинарная практика. Человек следит за своим весом, следит за питанием и потреблением воды, витаминов. Делает зарядку, независимо от того, нравится ему это или нет. Капиталистической системе экономически выгодно иметь здорового рабочего, поэтому рабочий должен следить за здоровьем с детства, занимаясь тщательно анато-политикой — изучая статьи и видео про правильную чистку зубов, технику  мытья головы, соблюдение баланса между жирами, белками и углеводами в своем рационе, понимая отличие кардио-тренировок от силовых нагрузок. Как пишет философ, “послушное тело можно подчинить, использовать, преобразовать и усовершенствовать” [4, с. 198-199], и лучше всего, если человек дисциплинирует сам себя с помощью  внутреннего невидимого стража.

Литература:

1. Фуко M. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году. СПб., 2010.

2. Агамбен Дж. Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М., 2011.

3. Фуко M. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью : в 3 ч. Ч. 3. М., 2006.

4. Михель Д. В. Медикализация как социальный феномен // Вестник СГТУ. 2011. №2 (60). 

5. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M., 1999.